УЧАСТИЕ ХРИСТИАНИНА В
ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ
Введение
Мыслящие христиане всегда задумывались над
тем, как относиться к войне и к тем моральным обязательствам, которые она
налагает на гражданина. Есть мнение, что война несовместима с христианской
моралью, а потому неприемлема для христианина. Сторонники этой точки зрения
ссылаются на Библию: «Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и
ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за
обижающих вас и гонящих вас...» (Мф. 5:43-44).
Другие христиане считают, что проходить
строевую подготовку в армии можно и что христианин обязан повиноваться властям
и в случае объявления войны вступить в ряды действующей армии (Рим. 13:1; Тит.
3:1; Евр.13:7).
С философской точки зрения, война — это одно
из проявлений борьбы человека с грехом и злом. Но апостол Иаков писал: «Откуда
у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах
ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть;
препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите; просите и не
получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших
вожделений» (Иак. 4:1-3).
Как
христианину относиться к войне? Если христианину предстоит участвовать в военных
действиях, то ему следует:
•
Стараться быть орудием мира в Божьих руках, молиться о мире и делать все
возможное для его достижения.
«Блаженны
миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).
«Итак прежде всего прошу
совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей
и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во
всяком благочестии и чистоте...» (1 Тим. 2:1-2).
• Стараться быть угодным Богу,
предоставив свою жизнь в полное Его распоряжение (Рим. 12:1-2) и постоянно
прислушиваясь к Его слову. Когда человек узнает Божью волю, то начинает решать
все дела с прозорливостью, даруемой Святым Духом.
• Стараться привести ко
Христу товарищей. Мир сходит в сердце человека в тот момент, когда он вверяет
свою жизнь Тому, Кто и есть «мир
наш» (Еф. 2:14). И мира на
земле не будет до тех самых пор, пока Князь мира, Иисус Христос, не вернется на
землю, чтобы нам его дать. В ожидании второго пришествия нам остается лишь
одно: нести Благую Весть всем народам (Деян. 1:8).
• Если христианину
приходится брать в руки оружие, то следует вверить свою жизнь Христу и уповать,
что Он оградит от зла, искушений и грехов. Главное — славить Христа своей
жизнью.
Советы душепопечителю
1. Скажите собеседнику, что многих заботит вопрос о
военной службе. Каждый христианин должен решить для себя этот вопрос. Скажите,
что вы рады поговорить с ним и постараетесь помочь. Порой лучше с самого начала
признаться, что вы не готовы вести философские дискуссии о войне. Но скажите,
что вы абсолютно уверены: Бог справедлив и не желает видеть человеческие
страдания. Бог любит нас. И величайший подвиг Его любви — смерть на кресте Его
Сына, Который умер за наши грехи. У Бога есть особый замысел для каждого
человека, включая и вашего собеседника, причем с каждым из нас Он хочет
поделиться Своей жизнью, Своим миром и Своей любовью. Обратился ли собеседник к
Иисусу Христу, обрел ли в Нем Господа и Спасителя? Если уместно, расскажите о
пути к миру с Богом (стр. 7).
Скажите, что, вверив свою
жизнь Иисусу Христу, собеседник обретет новый взгляд на проблему войн:
человеческой совести можно доверять лишь тогда, когда ею руководит Святой Дух,
Который пребывает в каждом, кто уверовал (1 Кор. 6:19-20).
2. Скажите, что хорошо
понимаете его сомнения и рады поговорить на эту тему, поделиться своими
мыслями.
Но пока стоит на минуту
отложить разговор о войне и задать себе главный вопрос: обратился ли
собеседник к Иисусу Христу? Если уместно, расскажите о пути к миру с Богом
(стр. 7).
3. Кто-то из собеседников может задать вопрос: как
можно верить в Бога, Который допускает войны, страдания, разрушения и
безвременную гибель миллионов людей? В ответ попросите его подумать над
следующим.
а) Война — это всего лишь
одно из проявлений глобальной проблемы — проблемы зла, над которой человечество
бьется уже многие века. Убийство — это всегда зло. Зло пыталось уничтожить
величайшего из людей, распяв Его на кресте!
б) Перед нами проблема
нравственного выбора. Бог хочет, чтобы мир строился на нравственных принципах,
а потому сотворил человека, наделив его способностью выбирать и
руководствоваться при этом нравственными критериями. Перед каждым из нас
открываются два пути: жить для себя и жить для Бога. Многие делают неправильный
выбор
и пожинают горькие плоды собственного заблуждения. Одно из таких неверных
решений — война.
в) Война — порождение греха,
а грех — нарушение Божьей воли. Мы не повиновались и не повинуемся Его Закону, а
потому сталкиваемся с неприятными последствиями. Слишком уж часто мы забываем,
что Он не только Спаситель, но Господь! «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал
Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь
вечную» (Ин. 3:16).
4. Встает и такой вопрос: что, если отказаться брать
в руки оружие и не принимать участия в военных действиях?
Давайте переведем вопрос в
практическую плоскость, поговорим о вещах обыденных: почему собеседник запирает
двери дома? Даже в своей стране нам нужно думать о собственной безопасности —
о семье, об имуществе. Что же тогда говорить о государстве, которое живет в
окружении других государств, совершенно с иной культурой и политическим устройством!
Наш мир не идеален, им движут греховные помыслы. Но есть заповедь: «...люби
ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:19). В политике она применяется
следующим образом: защищай жизнь и имение ближних так же, как защищал бы свое.
«Написано...»
«И будет Он судить народы, и обличит многие
племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет
народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).
«Также услышите о войнах и о военных слухах.
Смотрите, не ужасайтесь;
ибо
надлежит всему тому быть. Но это еще не конец» (Мф. 24:6).
«И
отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни
болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).
«Итак будьте покорны всякому человеческому
начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от
него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1
Пет. 2:13-14).
«Всякая душа да будет покорна высшим властям;
ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему
противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами
навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:1-2).
О
причинах войн Послание Иакова 4:1-3.