ДВИЖЕНИЕ «НОВАЯ ЭРА» («НЬЮ-ЭЙДЖ»)

Введение

Из-за неоднородности и раздробленности движения «Новая эра» («Нью-эйдж») ему очень трудно дать точное определение. Это не единая организа­ция, а сеть духовных, политических и общественных объединений, участни­ков которой связывает интерес к оккультным наукам и языческим верова­ниям. Последователи «Новой эры» считают все религии равноценными и равноправными (кроме христианства, которое учит о единственном пути к Богу), но отдают предпочтение восточным религиям. Среди них есть люди, увлекающиеся экстрасенсорикой, телепатией, ясновидением, изучением астральных тел, астрологией, психическим целительством, трансценден­тальной медитацией, йогой.

Представители этого движения считают Бога безликим разумом или силой, неотъемлемо слитой со вселенной, а себя частью божества; с помощью ме­дитации и гипноза стараются так перестроить свое сознание, чтобы полнее почувствовать свою «божественную сущность».

В движении «Новая эра» нет ничего нового. Это всего лишь современное проявление многовекового греховного желания человека самому стать «богом», отвергнув Бога истинного и Сына Его Иисуса Христа (Ин. 17:3). Все это напоминает попытку сатаны возвыситься и стать подобным Все­вышнему (Ис. 14:12-14). Именно эту религию восприняли от сатаны Адам и Ева. Как помните, он сказал им: «...и вы будете, как боги...» (Быт. 3:4-5).

Движение «Новая эра», разумеется, чуждо и враждебно христианству. Многообразие верований сторонников движения «Новая эра»

Истина. Прежний, древний образ мышления устарел. Проблемы со­временности можно решать, только используя новейшие методы мышления: истина строго субъективна, относительна, и найти ее можно только с помощью интуиции. Опыт — единственный критерий оценки духовных реалий. Объективного устного или письменного от­кровения не существует: Библия называет себя источником Божьих откровений, а потому является препятствием для развития духовного самосознания.

Сторонники «Новой эры» считают себя людьми без предрассудков, терпимыми и прогрессивными, а христиан — твердолобыми консерваторами. (Правда, за собой они оставляют право нетерпимо относиться к христианству).

Спасение. Проблема человечества заключается в том, что оно не может ощутить свою связь с космосом. Прочувствовать ее можно только с


помощью медитации и/или гипноза: в этом состоянии человек вступа­ет в контакт с божеством, и в него входит космическое сознание.

Для приверженцев движения «Новая эра» грех и смерть являются иллюзор­ными понятиями. Следовательно, нет никакой необходимости в искупи­тельном Христовом труде. Но в этом вопросе верования ряда течений «Новой эры» расходятся: некоторые принимают индуистское учение о карме и реинкарнации (переселении душ). Учение о карме заключается в следующем: что бы человек ни делал в жизни, хорошее или плохое, — все к нему вернется в тех же самых пропорциях. Так как большинство людей не в состоянии пережить за одну жизнь все плохие кармические события, то они вынуждены возвращаться в мир все в новых воплощениях, и так до тех пор, пока добро не победит зло. Согласно этому учению, в человеке заложено злое начало.

(С христианской точки зрения понятие о карме и реинкарнации соответст­вует учению о спасении по делам).

При реинкарнациях душа продолжает перерождаться, пока человек не до­стигнет единения с Богом. Для этого может понадобиться миллион реинкар­наций. Но такое учение расходится с библейским, которое гласит, что нам отведена только одна жизнь, за которую предстоит дать ответ перед Богом (Евр. 9:27).

Мировые и социальные проблемы. Многие приверженцы движения «Новая эра» искренне хотят решить сложнейшие проблемы мира: не­равенство, бедность, голод, преступность, болезни, загрязнение окру­жающей среды и прочее. Кто-то расценивает это движение как бунт против обмирщения, которое выхолостило все духовное из нашей культуры.

В большинстве своем сторонники движения считают пантеизм (веру в то, что Бог неотделим от твари) методом решения мировых проблем: нам всем нужно дорасти до «Божьего сознания» и войти в «новую эру» просвещения, которая принесет процветание, мир и гармонию всем людям на земле.

ПРИМЕЧАНИЕ. Беседуя с приверженцами «Новой эры», необходимо под­черкнуть, что истинный христианин тоже горячо заинтересован в реше­нии мировых проблем, что церковь больше других организаций делает для оказания гуманитарной помощи.

О чем нужно помнить при беседе со сторонниками движения «Новая эра».

• Не следует недооценивать серьезность этого движения, считая его сто­ронников невежественными людьми, замкнутыми в своем маленьком мирке. Многие из них люди образованные, преуспевающие, считаю-


щие, что должна быть какая-то альтернатива обмирщению современ­ного общества.

• Не нужно засыпать их цитатами из Библии или резко критиковать их деятельность. Ваша цель — ненавязчиво, но терпеливо донести до них Благую Весть.

• Не нужно думать, что сторонник «Новой эры» поймет все слова из вашего «христианского лексикона». Произносите лишь самые необхо­димые в благовестии, такие, как «спасение», «рождение свыше», «грех», «Божий суд», но будьте готовы пояснить их смысл. Предвари­тельно узнайте о верованиях вашего собеседника.

• Не старайтесь состязаться с ним в духовности, сыпать рассказами об обращении, исцелениях и прочем.

   Спокойно изложите библейский взгляд на учение о Божьей истине. Хотя ваш собеседник и отрицает иуде-христианскую концепцию веры как устаревшую и не отвечающую нуждам современного общества, у вас нет более надежного источника, чем Библия. Как человек широ­ких взглядов (каковыми считают себя сторонники «новой эры»), он должен вас выслушать.

• Будьте терпеливы, молитесь и полагайтесь на вождение Святого Духа.

Советы душепопечителю

1. Расскажите о Боге. Он не просто безликая сила или космическая энер­гия.

а) Он существует: «...надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

б) Он существовал всегда: «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим» (Ис. 40:28).

в) Он обладает качествами, свойственными личности: Он любит (Ин. 3:16; 1 Ин. 4:8), Он говорит (Быт. 28:15; 1 Цар. 3:9), Он мудр (Рим. 11:33), Он действует (Втор. 11:7; Пс. 144:4,6,12).

2. Расскажите о Боге Творце. Сторонники движения «Новой эры» придер­живаются концепции духовной эволюции, согласно которой развивается не материя, а сознание. Ясно изложите свои верования.

а) Вселенную сотворил всемогущий, всесильный и вечный Бог (Деян. 17:24).

б) Он замыслил план творения и осуществил его: создал отдельное от Себя творение. Бог и вселенная не являются единосущными (Быт. 1:26-27,31).

в) Им держится все сотворенное (Кол. 1:17).


3. Говорите об истине как об объективной реальности. Бог являет Себя людям тремя способами:

а) через творение (Быт. 1:1; Рим. 1:20);

б) через Свое письменное слово (Рим. 10:17; 2 Тим. 3:16; Евр. 4:12);

в) через Иисуса Христа, Своего Сына (Гал. 4:4; Евр. 1:12).

4. Спасение совершает лишь Бог, Который в определенный исторический момент сошел на землю, чтобы искупить грехи человечества. Расскажите о нужде человека в спасении, о том, что спасение приходит лишь с верой в Иисуса Христа.

а) Грех —это все, что противоречит Богу (Рим. 3:9-18; 2 Тим. 3:2-5; 1 Ин. 1:5-6,10)

(1) Греховно бывает поведение людей. Нам так и не удается жить по установленным Богом правилам (Еккл. 7:20; Рим. 3:23).

(2) Греховны бывают наши помыслы (Рим. 1:21-23).

(3) Божье Слово раскрывает перед нами истинную суть греха (Рим. 1:18-19; 3:20; 1 Тим. 1:8-10).

б) Из-за греха смерть и Божий суд неизбежны (Деян. 17:31; Рим. 5:18;

Евр. 9:27). Сторонники «Новой эры» могут делать вид, что грех, смерть и Божий суд иллюзорны. Они сами придумывают себе правила, чтобы побороть страх и чувство вины, но это не меняет мирового порядка.

(1) Если приверженец «Новой эры» отрицает существование концеп­ций «добра и зла», «праведного и неправедного», то спросите его о том, как согласуется это с индуистским учением о карме, которое говорит, что добро и зло в жизни человека должны прийти в рав­новесие.

(2) Если греха нет, то откуда берется в мире зло?

в) Объективно нельзя быть участником движения «Новой эры» и не ис­пытать на себе преимуществ «новой жизни». Прежде чем выступить с проповедью своего учения, человек должен почувствовать, что в его жизни произошли какие-то перемены. Только Евангелие Иисуса Христа в состоянии преобразить человека, примирить его с Богом Творцом, поставить перед ним вечные цели, которых без Него нам не достичь из-за греховной природы человеческой (Ин. 3:3; 2 Кор. 5:17).

(1) Иисус Христос, Сын Божий, обрел плоть, открыв людям путь к Богу (Ин. 1:14). Мы получили возможность приблизиться к Нему, вступить с Ним в новые отношения (Ин. 14:6).

(2) Иисус Христос умер на кресте, удовлетворив Божью жажду право­судия (2 Кор. 5:17; 1 Пет. 3:18) и примирив нас с Богом (2 Кор. 5:18; Кол. 1:21).

(3) Но чтобы установить связь с Богом, нужна искренняя вера в Иису­са Христа (Ин. 1:12; 5:24; 2 Кор. 5:17).


(4) В миг спасения мы уподобляемся Божьему образу — так исполня­ется одно из самых главных желаний человечества, ибо:

(а) мы созданы по образу и подобию Божьему (Быт. 1:26; 5:1);

(б) во время грехопадения мы отчасти утратили это подобие (Быт. 3:17; Рим. 3:23; 5:12-14; 1 Кор. 15:22);

(в) мы когда-нибудь вновь уподобимся Богу (Пс. 17:15; 1 Ин.3:12).

(5) Суть христианского благовестия — любовь к Богу и ближним (Мф. 22:37-39; Ин. 15:12,17; 1 Ин. 4:7-11). Христос дал нам пример такой бескорыстной любви, приняв за нас смерть на кресте.

5. Поговорите о телесном воскресении Христа — это краеугольный камень христианской веры. Он воскрес из мертвых для того, чтобы больше не умирать. Он вознесся к Отцу, и мы веруем в Него.

а) Объективная и осознанная возможность новой жизни во Христе дана нам благодаря Его воскресению. Христианство истинно прежде всего потому, что в основе его лежат исторические события. Собеседника мы просим только об одном: выслушать и оценить те серьезные сви­детельства, которые мы можем ему предложить. Исторические хрони­ки подтверждают факты, приведенные в Библии, о том, что Иисус Христос жив! (Рим. 4:25; 6:7-9,11; 1 Кор. 15:20).

б) Смерть и воскресение Христа свидетельствуют не только о спасении душ, но и о будущем телесном воскресении (Ин. 14:19; 1 Кор. 15:19; 2 Кор. 4:14). О реинкарнациях в Библии нет ни слова.

6. Расскажите о грядущем Царствии Божьем и об истинной «новой эре». Бог готовит нам совсем иную эру, новый мир, мир совершенный, где не будет ни войн, ни преступности, ни болезней, ни жестокости. Это будет царство мира, любви, равенства, процветания, которыми будут наслаж­даться все спасенные. Наступит теократия — Божье царство: Иисус Христос станет Царем царей и Господом господствующих (Дан. 7:27;

Мф. 25:34; Ин. 14:13; 1 Пет. 1:10-11; Откр. 11:15;,21:22-27).

7. Расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7).

8. Используйте материалы для работы с новообращенными.

См. также главы: «Бесы», «Оккультные науки», «Секты»