ОБИДА

Введение

Обида, как правило, порождает злобу, цинизм, недоброжелательство. Чув­ство обиды появляется, если кто-то причинил тебе зло, нарочно или неча­янно оскорбил тебя. (Бывают случаи, когда обида — плод воображения). Го­речь и обида — это проявления подавленного гнева.

Билли Грэм пишет: «Библия не запрещает нам испытывать недовольство, но дает два рычага власти над ним. Первый — очистить гнев от горечи, злости и ненависти. Второй — ежедневно следить за своими чувствами, особенно чувствами неприязненными. Есть старая латинская поговорка:

"Тот, кто ложится спать в гневе, делит постель с дьяволом ". Конечно, многое в жизни раздражает, но не забывайте: отрицательные эмоции могут стать лазейкой для сатаны, который стремится овладеть нашими чувствами».

Профессиональные душепопечители утверждают, что злобу, досаду, обиду чувствует довольно большая часть их подопечных. Подавленные чувства снедают душу — люди становятся моральными калеками, заболевают физи­чески. Их дееспособность снижается. Часто такие люди страдают бессонни­цей, им трудно общаться с окружающими — как с членами семьи, так и с малознакомыми людьми. Того, в ком укоренились гнев и обида, никак не­льзя назвать совершенно здоровым человеком.

История Каина и Авеля (Быт. 4:1-16) — классический пример разрушитель­ного действия тайной ненависти. Каин страшно обозлился, потому что Бог принял жертву брата, а его жертву отверг. Но на кого на самом деле обиделся Каин — на брата Авеля или на Бога. Так или иначе. Каин обиделся, в нем поселилась злоба... Вместо того чтобы покаяться и попросить у Господа про­щения, он обратился против родного брата. Часто люди рассказывают о своих чувствах и переживаниях, обидах и огорчениях, потому что ищут со­чувствия и участия. Они рассказывают, как плохо с ними обращались, как их не понимали, но им в голову не приходит искать причину бед в себе (грех — корень всех проблем). Они рассказывают... и вы чувствуете в собе­седнике скрытую горечь и обиду. Что это такое? Грех. Ибо Слово Божье говорит: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, скверно­словие уст ваших» (Кол. 3:8).

Советы душепопечителю.

1. Пока собеседник рассказывает о своих трудностях, не высказывайте сво­его сочувствия слишком явно. Уверьте собеседника, что Божье Слово по­может разрешить любую проблему.


2. Убедитесь, что собеседник истинно верует во Иисуса Христа. Если нет, расскажите ему о пути к миру с Богом (стр. 7).

3. Независимо от того, понял ли собеседник, что суть его проблемы — обида, объясните ему: обида — это грех. Если с самого начала не прояс­нить этот вопрос, то не удастся прийти к положительному решению.

4. Только покаяние и исповедь приведут к прощению и примирению. Рас­скажите собеседнику о примирении с Богом (стр. 13), обратите его внимание на отрывок из Первого послания Иоанна (1:9). Помолитесь вместе с собеседником, попросите его, чтобы он признался Богу в своих чувствах.

5. Если выполнены все вышеприведенные шаги, то можно перейти к следующему этапу — примирению, особенно если во взаимоотношениях ва­шего собеседника с его неприятелем были взаимные обвинения, упреки, нападки, если отношения между ними прервались. Победа придет лишь тогда, когда человек примирится не только с Богом, но и с собратьями. Наградой ему станет «непорочная совесть пред Богом и людьми» (Деян. 24:16).

Примирение не обязательно должно быть публичным, но нельзя забы­вать слова Иисуса: «Прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5:24).

Вспомните советы апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми... Если враг твой голоден, накорми его;

если жаждет, напой его; ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горя­щие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:18,20-21).

Если примирение произойдет, то и Бог будет доволен, и души противни­ков — исцелены. Если же положительных сдвигов достичь не удастся, то ваш собеседник, по крайней мере, будет знать, что выполнил Божьи тре­бования: он проявил послушание и может дальше жить с чистой со­вестью.

6. Предложите собеседнику помолиться, чтобы Бог даровал ему любовь к бывшему неприятелю, даже если примирения между ними и не произош­ло: «Любовь... не мыслит зла, не радуется неправде» (1 Кор. 13:4-6).

7. Если горечь и обида пустили в душе собеседника глубокие корни и он упрямо отказывается признать свою неправоту, поделитесь с ним увеще­ванием апостола Павла: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:31-32). Попросите собеседника поразмышлять над этим отрывком и помолиться за своих врагов.

8. Помолитесь вместе с собеседником.


«Написано...»

«Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14-15).

«Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуй­тесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;

никому не воздавайте злом на зло, но пекитесь о добром пред всеми человека­ми. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне от­мщение, Я воздам, говорит Господь"» (Рим. 12:14-19).

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не ос­квернились многие» (Евр. 12:14-15).

«Будучи злословим. Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но пре­давал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23).

См. также главу «Гнев»