ЧТО ПОМОГАЕТ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ

Ответы Пола Литтла на самые распространенные вопросы о вере

1. Что будет с язычниками?

«Что будет с теми, кто вообще не слышал об Иисусе Христе? Будут ли они осуж­дены на адские муки?» Есть вещи, известные одному Богу (Втор. 29:29). Бог не все Свои замыслы открывает нам. Это — с одной стороны. А с другой, в Писа­нии имеется ряд совершенно четких указаний, о которых надо помнить.

• Бог справедлив. И что бы Он ни предусмотрел для тех, кто не слышал об Иисусе Христе, решение Его будет справедливым.

• Бог не осудит человека за то, что тот не уверовал в Иисуса Христа, о Котором не знал. Грешников Бог будет судить по делам их. Однако все люди грешны, и это не зависит от того, знаком человек с Десятью за­поведями или нет. Во второй главе Послания к римлянам ясно сказа­но, что и у язычников свои законы, продиктованные их сердцем, но они и эти законы нарушают, поскольку такова грешная природа чело­века (Рим. 2:12-16).

• В Писании указано, что у людей — у каждого человека — есть знание о существовании Бога, поскольку через Творение Свое Он явлен каж­дому (Рим. 1:19). И Псалом 18 говорит о том же. Матфей (7:7-11) и Иеремия (29:13) утверждают, что, если человек, побуждаемый тем све­том, что есть в нем от Бога, действительно ищет Бога, Бог пошлет ему возможность услышать истину об Иисусе Христе.

• В Библии сказано, что спасение возможно только через Христа (Ин. 14:6). Только Он избавляет человека от греха. Он — единственный мост через бездну, пролегающую между несовершенством лучшего из того, чего достигает человек, и бесконечным совершенством Бога (Деян. 4:12). Мы же, если называем себя христианами, более всего до­лжны заботиться о том, чтобы те, кто еще не слышал об Иисусе Хрис­те, услышали о Нем.

• И наконец, в Библии с полной ясностью сказано, как Бог будет судить тех, кто слышал Благую Весть. В этом случае ни о каком неведении речи быть не может. Каждый будет держать ответ за то, как он лично воспри­нял весть о Христе. Вопрос о неведении язычников чаще всего всплывает как дымовая завеса — его задают те, кто хочет уйти от личной ответствен­ности. На него нужно .уметь ответить, а исчерпав, перейти к вопросу о личной ответственности каждого и объяснить человеку, что от ответа ему не уйти. Как ты относишься ко Христу? Подробнее о внутреннем нравст­венном законе, присущем мирозданию, можно прочесть в книге Клайва Льюиса «Довод в пользу христианства».


2. Христос — единственный путь к Богу?

Даже самая искренняя, самая сильная вера сама по себе не приведет чело­века к истине. Важно, во что человек верит. Весь вопрос в том, что есть ис­тина. Так, морально-этический кодекс ислама практически не отличается от христианского. Главное отличие ислама от христианства — в ответе на во­прос: «Кто такой Иисус Христос?» Ислам отрицает, что Иисус Христос — Сын Божий. Но двух разных истин быть не может. Значит, либо мусульмане, либо христиане пребывают в заблуждении. И если правы мусульмане и Христос — не Сын Божий, значит, грош цена нашей вере.

И тут дело не в эмоциях. Когда мы говорим, что Иисус Христос — единст­венный путь к Богу, это не высокомерие, не предрассудки и не догматизм. Мы утверждаем это лишь потому, что Сам Христос так сказал. Это истина, данная нам в откровении. Ее сообщил нам Сам Бог, в облике Иисуса Христа вмешавшийся в дела человеческие.

Есть законы общества, предусматривающие конкретное наказание за конкретное преступление. Превысил скорость — заплатил штраф. Такого рода законы определяет человек, общество. И есть законы, никоим обра­зом от человека не зависящие. К ним относятся физические законы, на­пример, закон всемирного тяготения. И среди нравственных законов есть такие же — человек их не устанавливал и изменить их не в силах. Эти законы являются такими же вселенскими, как закон всемирного тя­готения, и познаются нами лишь через откровение Божие, данное нам, людям. Один из таких законов гласит: Иисус Христос — единственный путь к Богу. Подробнее об этом можно прочитать в книге Дороти Сэйерс «Разум Создателя».

3. Почему невинные страдают?

«Бог праведен, Бог всемогущ. Так почему страдают невинные?» Тут нам приходится отчасти сознаться в своем неведении. Полного объяснения при­чин и природы зла мы дать не в состоянии, поскольку тут Бог открыл нам Свой замысел лишь частично. Бог создал мир идеальным. Человек по собст­венной воле ослушался Бога. И оттого что человек восстал против Бога, в мире появилось зло. Человек нарушил Божий закон, и в результате зло до­влеет над миром.

Давайте не будем обольщаться. Зло живет в каждом из нас. Если бы Бог решил покарать все зло без исключения, людей на земле просто не осталось бы. Представьте, что Бог объявил бы: «Сегодня в полночь все зло будет стер­то с лица земли». Кто из нас дожил бы до рассвета?

Зло живет в нас самих, и Бог сделал все для решения этой проблемы: Он явился к людям в облике Иисуса Христа и умер на кресте, подарив нам воз­можность избавления. И каждый волен принять дар Божьей милости, любви и прощения. Клайв С. Льюис заметил, что рассуждать о проблеме зла — дело


пустое. Мы поставлены перед фактом существования зла. И единственный способ избавиться от фактического зла — принять жертву Иисуса Христа, Сына Божия.

4. Разве чудеса возможны?

«Мы живем в век научно-технического прогресса. Как можно верить в чудеса, если все во вселенной подчинено строгим законам?» На самом деле, весь вопрос в том, есть Бог или нет Его. Если Бог есть, то Он может все, любое чудо возмож­но—и никакого противоречия в этом нет. Бог всемогущ и может как угодно вмешиваться во все, что происходит в созданной Им вселенной.

В конечном итоге, вопрос может быть переформулирован так: «Какие есть доказательства в пользу того, что Бог существует?» В истории мы находим множество доводов в пользу существования Бога. Однако на всякий довод обязательно находится контраргумент. Поэтому давайте говорить не о дока­зательствах, а о признаках того, что Бог существует.

Главный признак существования Бога — это то, что Он явил Себя людям. Я знаю, что Бог есть, потому что Он пришел на землю в облике Иисуса Христа, и я лично с Ним знаком. Христос и есть наш ответ. Христос дал нам подтвер­ждение того, что Он действительно Бог. Первейшее подтверждение, конеч­но же, это Его воскресение из мертвых. Чтобы неверующий немножко при­задумался над тем, на чем зиждется христианство, вспомним, что лучшая защита — это нападение. Хороший способ стимулировать умственный про­цесс человека — спросить: «Хорошо, вы не верите, что Иисус Христос гово­рил правду. А кто Он, по-вашему, был в таком случае?» Выбор у собеседника будет не богат. Учитывая все, что говорил о Себе Иисус Христос, можно прийти лишь к одному из четырех заключений. Иисус Христос был либо обманщиком, либо сумасшедшим, либо мифом... либо Истиной.

а) Обманщик. Подавляющее большинство неверующих считает Иисуса Христа либо великим мыслителем, заложившим нравственные основы человеческого общества, либо великим учителем. Образ обманщика не вяжется с этим по определению.

б) Сумасшедший. Он говорил и делал то, что думал. Просто Он страдал манией величия. Беда в том, что в характере Иисуса Христа не просле­живается ни малейших признаков паранойи. Люди, страдающие пси­хическими расстройствами, просто не способны вести себя так до­стойно и выдержанно, как это делал Христос.

в) Миф. Христос вовсе не говорил того, что Ему приписывают. Все речи насчет того, что Он Сын Божий, вложили в Его уста излишне рьяные последователи через несколько веков после Его смерти. Однако дан­ные современной археологии подтверждают, что книги Нового Завета писались еще при жизни современников Христа. Для мифотворчества требуется гораздо больший исторический срок.


Следует также обсудить вопрос о том, что значит «доказать существование Бога». Научными методами существование Бога не докажешь. Но это вовсе не значит, что дело нами проиграно. Научные методы способны подтвер­дить или опровергнуть лишь то, что связано с измеримыми величинами. Кто измерит любовь, ненависть, правду? Есть, однако, еще такая наука, как ис­тория. Изучив данные, относящиеся к христианству, особенно свидетельст­вующие о реальности воскресения Христа, мы получаем очень веские дово­ды в пользу нашего утверждения.

Вот об этом и нужно заставить задуматься человека, стоящего на крайних материалистических позициях, исходящего в своем мировоззрении из того, что ничего сверхъестественного не существует, а значит, чудеса невозмож­ны. Человека с такими взглядами обычно не убедить никакими доводами. Если «чудес не бывает» взято человеком за аксиому, как доказать ему, что чудо свершилось? Никак. Сам Христос сталкивался с этой проблемой (Лк. 16:28-31). Не решена она и сегодня. У нас достаточно оснований верить, что Бог во плоти посетил землю. Если же кто-то не желает этому верить, его никакими доводами не переубедишь.

5. Как можно верить Библии, ведь в ней столько противоречий?

«Как же вы верите Библии, ведь там полно противоречий?» Оспаривается достоверность Писания. Во-первых, попросите человека привести пример такого противоречия. В девяносто девяти случаях из ста у спорщика не на­ходится ответа на этот вопрос. Если же человек действительно приводит конкретный пример, а вам нечего ответить, не паникуйте. Улыбнитесь и скажите: «С ходу и не ответишь. Давайте попробуем вместе почитать и разо­браться». Если человек не читал Библии, это верный признак неискреннос­ти вопроса. Но ловить его на этом не надо, а тем более не надо высмеивать его невежество. Этим уважения к Слову Божию не добавишь.

В Библии есть лишь кажущиеся противоречия. Но раз за разом археологи­ческие изыскания снимают их. Доктор Нельсон Глюк, выдающийся архео­лог, проводивший множество раскопок в Израиле, сказал знаменательную фразу: «Ни одна археологическая находка до сих пор не вступала в противо­речие с тем, что сказано в Библии».

Существенные проблемы ставит общепринятая ныне теория эволюции, осо­бенно если она приводит человека к атеистическому мировосприятию. В действительности же дело не в эволюции, а в том, что мысли о ней мешают человеку встретиться с Христом. Спросите: «Ну и какие выводы вы делаете из теории эволюции? Вы хотите сказать, что вселенная возникла сама собой, по воле случая? Или вселенную создал Бог и предусмотрел для ее развития определенные эволюционные процессы? Я, например, не очень верю в эво­люцию, но допустим, что она есть. И что же из этого следует?» И постепенно переводите разговор на Иисуса Христа, на Его слова и дела. Не важно, как


Бог создал вселенную. Важен сам факт, что Он ее создал. Человек часто строит свои выводы на предубеждении, а не на доказательствах. Очень сильный аргу­мент в пользу материализма — отрицать божественную сущность Христа. Но если человек мыслит честно, рано или поздно он придет к Христу. Среди неве­рующих очень много глубоко мыслящих, умных людей, которые пока что по-настоящему не задумывались над этим. Но когда-нибудь задумаются.

6. Вера — не психологический ли это феномен?

Есть люди, которые полагают, будто мы верим лишь потому, что нас так приучили с детства. Как павловских собачек. Какое упрощение! Ко Христу обращаются люди с самым разным прошлым. Тысячи людей в детстве и слы­хом не слыхивали о Христе. И каждый подтвердит, что он лично пережил встречу с Христом, расскажет, как Он преобразил его. Действительно, нет в мире ничего более постоянного, нежели Сам Господь.

Другие заявляют, будто мы, духовные идеалисты, выдаем желаемое за дей­ствительное. Их позиция такова: человеку нужен Бог, он Его выдумывает, а потом поклоняется плоду собственной фантазии. А в объективной реальнос­ти ничего такого нет. Верующие — сборище неудачников, не нашедших сво­его места в жизни. Короче, вера — самогипноз.

Какие существуют объективные доказательства истинности того, что мы пе­реживаем субъективно? От самогипноза, предсказания будущего и прочих психологических феноменов христианство отличается тем, что наши субъ­ективные переживания накрепко связаны с объективным историческим фактом, а именно с воскресением из мертвых Иисуса Христа.

Но если правда, что Христос воскрес, то это все на свете меняет! Это под­тверждает, что через Христа Бог открыл нам Себя, и это абсолютная истина, объективный исторический факт, никак от нас не зависящий, — и в нем причина наших субъективных переживаний. Просто следует должным обра­зом рассматривать два этих факта — объективный и субъективный. Нужно признаться, что мои внутренние переживания имеют под собой прочную историческую основу.

Коротко и ясно все это изложено в книге «Доказательство воскресения» Дж. Н. Д. Андерсона. Там рассмотрены доводы в пользу того, что Иисус Христос действительно воскрес из мертвых, даны возможные объяснения этому и показано, что в свете имеющихся у нас данных все попытки опро­вергнуть воскресение Христа не выдерживают критики.

7. Если я буду вести праведную жизнь, разве я не попаду на небо?

Один студент заявил: «Если Бог мерит по относительной шкале, со мной все в порядке». Многие с радостью принимают распространенную точку зре­ния, что нужно просто быть как можно лучше, и все будет прекрасно или


хотя бы сносно. Это заблуждение чудовищно по своему неоправданному оп­тимизму, поскольку стоящие на подобной позиции люди в упор не видят, насколько низко человек стоит по своим нравственным свойствам на фоне бесконечной святости Бога. Дело в том, что Бог судит не по относительной, а по абсолютной шкале. У Него есть мера совершенства: это Иисус Христос. Свет уничтожает тьму. Бог настолько ослепителен в чистоте Своей, что вся­кое зло исчезает бесследно. И, представ перед Богом, мы просто исчезнем без следа, настолько порочны мы по своей сути. Совершенная праведность Христа — единственная основа, позволяющая выстроить связь с Богом живым.

Нравственность — не выход. Все мы — начиная от последнего подонка и кончая самым высоконравственным в мире человеком — без Христа обрече­ны. Океан вплавь не пересечешь. Один утонет раньше, другой — позже. И никакой самоучитель плавания не поможет. Нужно, чтобы кто-то перепра­вил нас на тот берег. И это — Христос.

Если вам удастся прожить безупречно совершенную жизнь, считайте, что вы доплыли до неба своим ходом. Только до сих пор это никому не удавалось — и впредь никому не удастся. Все другие религии все равно что самоучители плавания, свод нравственных и этических правил, прекрасных советов. Только главная наша беда не в том, что мы не знаем, как нужно жить. Наша беда в том, что у нас не хватает сил, чтобы жить так, как должны. Благая Весть в том и состоит, что Иисус Христос вмешался в историю человечества и сделал для нас то, чего мы сами никогда бы не сумели. Через Него мы обретаем мир с Богом, нам дается праведность Его, и Бог принимает нас и допускает в присутствие Свое.

(Из книги Пола Литтла «Как рассказать о своей вере»)