СТРАДАНИЯ
И БЕДЫ
Введение
За что? Почему это случилось
со мной? Зачем мне посланы такие страдания? Эти хорошо знакомые всем вопросы задают
люди разных вероисповеданий. Никто не застрахован от страданий и бед: «Но
человек рождается на страдание, как искры, чтоб устремляться вверх» (Иов 5:7).
Нужды, печали, гонения, одиночество — вот наши частые гости. Кто-то страдает
от собственных ошибок, кто-то — по чужой вине, кто-то — потому, что так уж
случилось.
Боль удручает. Бывают ночи,
полные тревог, когда кажется, что Бог не отвечает на молитву, что Он
несправедлив. Порой наступает временное послабление, но страдание не победить
забвением, его не выкинуть из головы, не вытерпеть, стиснув зубы. Выход один —
так относиться к Богу и к миру, чтобы научиться торжествовать в страдании и
через страдание. Пример тому — апостол Павел. Когда апостол искал спасения от
своего «жала в плоть» (2 Кор. 12:7), Бог жала не убрал, но сказал Павлу:
«Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (стих 9).
Победить страдание можно,
лишь изменив свое отношение к нему — исключение составляет, пожалуй, лишь
физическая боль. Тем не менее стоит спросить себя: «Что я могу сделать, чтобы
стать мудрее в страданиях, чтобы они пошли мне во благо, чтобы исполнились
через них извечные Божьи замыслы?»
Билли Грэм отмечает: «Библия
не говорит, что беды и природные катастрофы, которые сотрясают мир, не затрагивают
христиан. Писание учит иначе: христиане могут преодолевать беды, напасти и
личные страдания благодаря той сверхъестественной силе, которая недоступна
человеку, не верующему во Христа».
Хуже
всего тем, кто в трудную минуту начинает жалеть себя, обижаться на окружающих,
винить Бога в своих несчастьях.
Так будем же черпать силы в
словах Иова: «Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться; я желал бы только
отстоять пути мои пред лицем Его!» (Иов 13:15).
Блажен тот страдалец,
который, несмотря на боль и отчаяние, может обратить взор к Небесному Отцу и
поблагодарить Его за любовь и верность. Что делать в страдании? Постараться
увидеть в нем высшую Божью цель, увидеть тот урок, который Он хочет преподать
нам.
• Страдания мы можем навлечь
на себя сами. Рассеянность, неаккуратность — приводят к тяжелым последствиям.
Если небрежно относиться к собственному здоровью — заболеешь. Неверные решения
могут обернуться бедами. Можете спросить собеседника: «Как вы думаете, не
происходит ли все это с вами из-за вашей неосмотрительности, из-за ваших
ошибок? Что, по-вашему, можно сделать, чтобы уменьшить страдания?»
• Порой Бог наказывает нас
за грех и неповиновение. Учить и наказывать нас Он будет — от этого не уйти,
ведь таким образом Он показывает нам Свою любовь, показывает, что мы — Его
дети (Евр. 12:5-11).
• Бог иногда допускает
страдание, чтобы мы научились реагировать на какие-то проблемы по-христиански и
по-библейски. Писание говорит нам, что Иисус «страданиями навык послушанию»
(Евр. 5:8). Так что нужно стремиться не к тому, чтобы уменьшить страдания, а к
тому, чтобы чему-то в страдании научиться (Рим. 12:1-2).
• Порой Бог позволяет нам
страдать просто для того, чтобы показать:
страдание — часть нашей
жизни. Нигде в Библии не сказано, что христиане избавлены от страданий!
Апостол Павел напоминает: «...вам дано ради Христа не только веровать в Него,
но и страдать за Него» (Флп. 1:29).
Бедствие может быть и даром
Божьим. Христос не старался избежать креста. В Послании к евреям 12:2 написано,
что Он «претерпел крест, пренебрегши посрамление». Почему? Ради «предлежавшей
Ему радости». Христос знал, что конец всему — не распятие (страдание), а воскресение
(победа). Можно страдать недолго, можно страдать всю жизнь. Но не будем
оставлять надежды, жалеть себя и обижаться. Конец пути — это то, чего все мы
ждем: пребывание с Господом на небесах!
• Бог позволяет нам страдать
ради нашего же блага: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его
изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Мы должны принять это верой и
молиться, чтобы высшее благо все-таки родилось в результате мучений. Например,
есть глубочайшие истины, познать которые можно только через страдание! Главное
— верить, что Бог свершит Свою волю и уподобит нас Христу (Рим. 8:29).
Искупительных же страданий нет — таковым было только страдание Иисуса Христа.
Но если мы остаемся и в бедах верны Богу, то сможем принять «участие в
страданиях Его» (Флп. 3:10).
• Порой Бог позволяет нам
страдать, чтобы на примере нашей жизни что-то показать окружающим, утешить их.
Помните, Иисус сказал, что слепорожденный родился таким, чтобы «на нем явились
дела Божий» (Ин. 9:3). Возможно, Бог посылает вам страдания, чтобы воодушевить
окружающих, показать им пример веры и мужества. Тот, кто сам выстоял, может
лучше понять страдальца, ибо мы утешаем других тем, чем утешились сами:
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог
всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли
утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас
самих!» (2 Кор. 1:3-4).
Советы душепопечителю
1. Проявите симпатию к собеседнику. Внимательно выслушайте.
Ведите разговор так, чтобы предложить собеседнику духовную помощь.
2. Постарайтесь ободрить и
обнадежить человека. Бог любит вашего собеседника и знает, что случилось. Он
не одинок: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не
потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя»
(Ис. 43:2). Скажите собеседнику, что вы рады ему помочь и постараетесь найти
ответ на его вопросы,
3. Спросите, вверил ли
собеседник свою жизнь Иисусу Христу, нашему Господу и Спасителю. Порой Бог
позволяет нам попасть в беду, чтобы человек задумался о спасении. Расскажите о
пути к миру с Богом (стр. 7).
4. Помолитесь вместе с собеседником о спасении его
души и избавлении от страданий.
5. Посоветуйте собеседнику
больше читать и изучать Библию, а молитва даст силы и поможет увидеть ситуацию
в новом свете. Предложите ему буклет «Что значит "жить во Христе"» —
это хорошее подспорье для начинающих изучать Библию.
6. Посоветуйте стать
прихожанином церкви, в которой строго следуют библейскому учению, больше
общаться со зрелыми христианами, вместе с ними изучать Библию и служить
Господу.
Если
с вашим собеседником случилось несчастье, расскажите, почему Бог позволяет нам
страдать.
1. Проявите сочувствие и
постарайтесь ободрить собеседника, рассказав о Божьем утешении. Можете
поделиться с ним рядом истин из раздела «Почему люди страдают».
2. Если он хочет возобновить свое хождение в Боге
или примириться с Ним, изложите материал на стр. 13.
3. Посоветуйте собеседнику уповать на Бога и
молиться о том, чтобы Бог раскрыл ему причины страданий:
а)
Что Бог хочет мне этим сказать?
б)
Чему Он хочет научить меня?
в)
Какие действия в связи с этим мне нужно предпринять?
4. Если собеседник не ходит
в церковь, посоветуйте ему стать членом такой общины, в которой строго следуют
библейскому учению. Изучение Библии поможет лучше понять Божью волю и Божьи
пути.
5. Посоветуйте ему завести друзей-христиан: всегда
хорошо иметь чуткого товарища, ибо друг может утешить, понять, подбодрить.
6. Помолитесь вместе с собеседником, чтобы Бог
избавил его от страданий.
«Написано...»
«Да не смущается сердце
ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14:1).
«С великою радостью принимайте,
братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей
веры производит терпение» (Иак. 1:2).
«Блажен человек, который
переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который
обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12).
«Возлюбленные! огненного
искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для
вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в
явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:12-13).
«А если как Христианин, то
не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. <...> Итак страждущие по
воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1
Пет. 4:16,19).
«Притом знаем, что любящим
Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу; ибо, кого Он
предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он
был первородным между многими братиями» (Рим. 8:28-29).
«Кто отлучит нас от любви
Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность,
или меч? <...> Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим.
8:35,37).