МУКИ СОВЕСТИ (ЧУВСТВО ВИНЫ)

Введение

Чувство вины неразрывно связано с совершенным грехом — нарушением Божьих законов. Если грешник отказывается идти Божьим путем — искать прощения у Господа, — то ему приходится нести все последствия собствен­ного проступка как в этой жизни, так и в вечности.

А что такое муки совести? Когда совесть подсказывает нам, что мы наруши­ли Божье установление. Чувство это иногда нас обманывает: стоит завысить требования к себе, не оправдать собственных ожиданий или ожиданий ок­ружающих — совесть тут же отзывается.

Чувство вины и муки совести испытали в свое время Адам и Ева. Их вина (неповиновение) была очевидна. В результате совершенного ими греха на­рушились их отношения с Богом — им стало стыдно. И они бежали, надеясь скрыться от наказания. Когда Бог нашел их, они стали оправдываться: Адам обвинил Еву, Ева — змея. Они попытались даже «скрыть» свой грех, сделав набедренные повязки из листьев, но Бог спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг?» (Быт. 3:11). Так Он пристыдил их. Затем Он снял с них вину: убил животное, чтобы сделать им одежды, то есть «покрыл» или «искупил» их грех (Быт. 3:21). Так Бог показал людям принцип жертвоприношений, который в конечном итоге привел на крест Иисуса Христа.

Еще один библейский пример: пророк Нафан обличает Давида в совершен­ных им прелюбодеянии и убийстве, с тем чтобы тот покаялся и исповедал грехи (2 Цар. 11:1 - 12:25; Пс. 50).

Порой мы думаем, что чувство вины — это своего рода нравственный недуг, следствие пережитого в детстве. Даже христиане, которые уверены в том, что Бог простил их, что они — Его дети, могут страдать от «ложно­го чувства вины». У них заниженная самооценка, они чувствуют себя не­приспособленными к жизни (все валится из рук, ничего не удается сде­лать правильно), они страдают от депрессии. Несмотря на все старания, им не удается избавиться от чувства вины. В этом они подобны Исаву, который «не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слеза­ми» (Евр. 12:17).

Чувство вины может проявляться по-разному:

• Глубокая депрессия, возникшая в результате постоянного «самобиче­вания».

• Хроническая усталость и головные боли, прочие заболевания.

• Крайняя неприязнь к самому себе, стремление себя наказать.

• Ощущение, что все смотрят на тебя и осуждают твои поступки.


• Осуждение чужих недостатков, в которых, как в зеркале, отражается собственный грех.

• Попустительство грехам по принципу: «Все равно пропадать!»

Об этой сложной проблеме Билли Грэм говорит: «Совесть человека не может понять даже психиатр. Никакие сложнейшие методики не покажут нам ее глубин. Куда бежать человеку от собственной совести, придавленной грузом греха? Но то, что непосильно человеку, по силам Богу».

Советы дущепопечителю

Ваш собеседник не христианин

1. Обнадежьте собеседника, сказав, что Бог может решить любую пробле­му. Он способен простить и снять любую вину.

2. Не старайтесь оправдать собеседника, приуменьшая его грех. Греховное поведение свойственно каждому человеку. Но бороться с этим нужно по-библейски. Невозможно успокоить совесть, пока живет грех: «Скрываю­щий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и остав­ляет их, тот будет помилован» (Притч. 28:13).

3. Спросите у собеседника, вверил ли он свою жизнь Иисусу Христу, Гос­поду и Спасителю. Расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7). Поясните, что на кресте Иисус Христос понес наказание за наши грехи, чтобы мы были свободны от чувства вины, а потому именно к Нему мы должны обратиться за помощью.

4. Посоветуйте читать и изучать Библию, начав с Евангелий. Предложите буклет «Что значит "жить во Христе"» — это хорошее подспорье для на­чинающих.

5. Посоветуйте ежедневно молиться. Во время молитвы человек исповедует Богу свои грехи, просит прощения и очищения. Бога нужно благодарить за то, что Он очищает нас от греха и избавляет от чувства вины. Помните:

Бог прощает все грехи.

6. Посоветуйте найти церковь, в которой строго следуют библейскому уче­нию. Там можно будет общаться с другими прощенными (христианами), слушать и изучать Божье Слово.

7. Помолитесь вместе с собеседником о том, чтобы Бог даровал ему мир и спокойную совесть: «Ибо Он есть мир наш...» (Еф. 2:14),

8. Если ваш собеседник не готов сразу обратиться ко Христу, если его не оставляет чувство вины, посоветуйте поговорить с опытным пастором. Возможно, шаг ко Христу он сделает чуть позже. Но объясните, что нужно самому проявить инициативу и найти пастора.

 


Если ваш собеседник христианин

Если совесть мучает христианина, действуйте следующим образом:

1. Скажите ему, что Бог любит нас и прощает. Бог может снять с нас вину. Но если Бог простил, как человеку не простить себя? Христианин имеет полное право жить по истине, изложенной в 1 Ин. 1:9. Благодаря Своему крестному труду наш Спаситель Христос смывает с нас всякий грех — уже совершенный и еще не совершенный.

2. Порекомендуйте больше читать Библию, изучать ее, размышлять над та­кими отрывками, как Пс. 102:1-6, Пс. 50, Ис. 53, Ин. 18 — 19. Предложи­те собеседнику выписать эти библейские стихи, чтобы потом прочесть их на досуге. Совесть его успокоится, когда он осмыслит жертву Христа, обетования о прощении и очищении грешников.

3. Посоветуйте собеседнику молиться о том, чтобы «всегда иметь непороч­ную совесть пред Богом и людьми» (Деян. 24:16), молиться до тех пор, пока ощущение мира не наполнит душу.

4. Посоветуйте ему обратиться за помощью к опытному пастору.

«Написано...»

«Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис. 44:22 ).

«Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36).

«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу... но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и де­лающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 7:18,23-25).

«Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1).

«Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и прости­раясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13-14).