УЧАСТИЕ ХРИСТИАНИНА В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ

Введение

Мыслящие христиане всегда задумывались над тем, как относиться к войне и к тем моральным обязательствам, которые она налагает на гражданина. Есть мнение, что война несовместима с христианской моралью, а потому неприемлема для христианина. Сторонники этой точки зрения ссылаются на Библию: «Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте про­клинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...» (Мф. 5:43-44).

Другие христиане считают, что проходить строевую подготовку в армии можно и что христианин обязан повиноваться властям и в случае объявле­ния войны вступить в ряды действующей армии (Рим. 13:1; Тит. 3:1; Евр.13:7).

С философской точки зрения, война — это одно из проявлений борьбы че­ловека с грехом и злом. Но апостол Иаков писал: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Же­лаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; пре­пираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите; просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:1-3).

Как христианину относиться к войне? Если христианину предстоит участвовать в военных действиях, то ему следует:

• Стараться быть орудием мира в Божьих руках, молиться о мире и де­лать все возможное для его достижения.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).

«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочес­тии и чистоте...» (1 Тим. 2:1-2).

• Стараться быть угодным Богу, предоставив свою жизнь в полное Его распоряжение (Рим. 12:1-2) и постоянно прислушиваясь к Его слову. Когда человек узнает Божью волю, то начинает решать все дела с про­зорливостью, даруемой Святым Духом.

• Стараться привести ко Христу товарищей. Мир сходит в сердце чело­века в тот момент, когда он вверяет свою жизнь Тому, Кто и есть «мир


наш» (Еф. 2:14). И мира на земле не будет до тех самых пор, пока Князь мира, Иисус Христос, не вернется на землю, чтобы нам его дать. В ожидании второго пришествия нам остается лишь одно: нести Бла­гую Весть всем народам (Деян. 1:8).

• Если христианину приходится брать в руки оружие, то следует вверить свою жизнь Христу и уповать, что Он оградит от зла, искушений и грехов. Главное — славить Христа своей жизнью.

Советы душепопечителю

1. Скажите собеседнику, что многих заботит вопрос о военной службе. Каждый христианин должен решить для себя этот вопрос. Скажите, что вы рады поговорить с ним и постараетесь помочь. Порой лучше с самого начала признаться, что вы не готовы вести философские дискуссии о войне. Но скажите, что вы абсолютно уверены: Бог справедлив и не же­лает видеть человеческие страдания. Бог любит нас. И величайший под­виг Его любви — смерть на кресте Его Сына, Который умер за наши грехи. У Бога есть особый замысел для каждого человека, включая и ва­шего собеседника, причем с каждым из нас Он хочет поделиться Своей жизнью, Своим миром и Своей любовью. Обратился ли собеседник к Иисусу Христу, обрел ли в Нем Господа и Спасителя? Если уместно, рас­скажите о пути к миру с Богом (стр. 7).

Скажите, что, вверив свою жизнь Иисусу Христу, собеседник обретет новый взгляд на проблему войн: человеческой совести можно доверять лишь тогда, когда ею руководит Святой Дух, Который пребывает в каж­дом, кто уверовал (1 Кор. 6:19-20).

2. Скажите, что хорошо понимаете его сомнения и рады поговорить на эту тему, поделиться своими мыслями.

Но пока стоит на минуту отложить разговор о войне и задать себе глав­ный вопрос: обратился ли собеседник к Иисусу Христу? Если уместно, расскажите о пути к миру с Богом (стр. 7).

3. Кто-то из собеседников может задать вопрос: как можно верить в Бога, Который допускает войны, страдания, разрушения и безвременную ги­бель миллионов людей? В ответ попросите его подумать над следующим.

а) Война — это всего лишь одно из проявлений глобальной проблемы — проблемы зла, над которой человечество бьется уже многие века. Убийство — это всегда зло. Зло пыталось уничтожить величайшего из людей, распяв Его на кресте!

б) Перед нами проблема нравственного выбора. Бог хочет, чтобы мир строился на нравственных принципах, а потому сотворил человека, наделив его способностью выбирать и руководствоваться при этом нравственными критериями. Перед каждым из нас открываются два пути: жить для себя и жить для Бога. Многие делают неправильный


выбор и пожинают горькие плоды собственного заблуждения. Одно из таких неверных решений — война.

в) Война — порождение греха, а грех — нарушение Божьей воли. Мы не повиновались и не повинуемся Его Закону, а потому сталкиваемся с неприятными последствиями. Слишком уж часто мы забываем, что Он не только Спаситель, но Господь! «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

4. Встает и такой вопрос: что, если отказаться брать в руки оружие и не принимать участия в военных действиях?

Давайте переведем вопрос в практическую плоскость, поговорим о вещах обыденных: почему собеседник запирает двери дома? Даже в своей стра­не нам нужно думать о собственной безопасности — о семье, об имуще­стве. Что же тогда говорить о государстве, которое живет в окружении других государств, совершенно с иной культурой и политическим ус­тройством! Наш мир не идеален, им движут греховные помыслы. Но есть заповедь: «...люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:19). В по­литике она применяется следующим образом: защищай жизнь и имение ближних так же, как защищал бы свое.

«Написано...»

Пророчества о войне

«И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).

«Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь;

ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец» (Мф. 24:6).

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Подчинение властям

«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказа­ния преступников и для поощрения делающих добро» (1 Пет. 2:13-14).

«Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся влас­ти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:1-2).

О причинах войн Послание Иакова 4:1-3.