ОБИДА
Введение
Обида, как правило,
порождает злобу, цинизм, недоброжелательство. Чувство обиды появляется, если
кто-то причинил тебе зло, нарочно или нечаянно оскорбил тебя. (Бывают случаи,
когда обида — плод воображения). Горечь и обида — это проявления подавленного
гнева.
Билли Грэм пишет: «Библия не запрещает нам испытывать недовольство, но дает два рычага власти над ним. Первый — очистить гнев от горечи, злости и ненависти. Второй — ежедневно следить за своими чувствами, особенно чувствами неприязненными. Есть старая латинская поговорка:
"Тот, кто ложится спать в гневе, делит постель с дьяволом ". Конечно, многое в жизни раздражает, но не забывайте: отрицательные эмоции могут стать лазейкой для сатаны, который стремится овладеть нашими чувствами».
Профессиональные
душепопечители утверждают, что злобу, досаду, обиду чувствует довольно большая
часть их подопечных. Подавленные чувства снедают душу — люди становятся
моральными калеками, заболевают физически. Их дееспособность снижается. Часто
такие люди страдают бессонницей, им трудно общаться с окружающими — как с
членами семьи, так и с малознакомыми людьми. Того, в ком укоренились гнев и
обида, никак нельзя назвать совершенно здоровым человеком.
История Каина и Авеля (Быт.
4:1-16) — классический пример разрушительного действия тайной ненависти. Каин
страшно обозлился, потому что Бог принял жертву брата, а его жертву отверг. Но
на кого на самом деле обиделся Каин — на брата Авеля или на Бога. Так или
иначе. Каин обиделся, в нем поселилась злоба... Вместо того чтобы покаяться и
попросить у Господа прощения, он обратился против родного брата. Часто люди
рассказывают о своих чувствах и переживаниях, обидах и огорчениях, потому что
ищут сочувствия и участия. Они рассказывают, как плохо с ними обращались, как
их не понимали, но им в голову не приходит искать причину бед в себе (грех —
корень всех проблем). Они рассказывают... и вы чувствуете в собеседнике
скрытую горечь и обиду. Что это такое? Грех. Ибо Слово Божье говорит: «А теперь
вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол.
3:8).
Советы душепопечителю.
1. Пока собеседник
рассказывает о своих трудностях, не высказывайте своего сочувствия слишком
явно. Уверьте собеседника, что Божье Слово поможет разрешить любую проблему.
2. Убедитесь,
что собеседник истинно верует во Иисуса Христа. Если нет, расскажите ему о пути
к миру с Богом (стр. 7).
3. Независимо от того, понял ли собеседник, что суть
его проблемы — обида, объясните ему: обида — это грех. Если с самого начала не
прояснить этот вопрос, то не удастся прийти к положительному решению.
4. Только покаяние и
исповедь приведут к прощению и примирению. Расскажите собеседнику о примирении
с Богом (стр. 13), обратите его внимание на отрывок из Первого послания Иоанна
(1:9). Помолитесь вместе с собеседником, попросите его, чтобы он признался Богу
в своих чувствах.
5. Если выполнены все вышеприведенные шаги, то можно
перейти к следующему этапу — примирению, особенно если во взаимоотношениях вашего
собеседника с его неприятелем были взаимные обвинения, упреки, нападки, если
отношения между ними прервались. Победа придет лишь тогда, когда человек
примирится не только с Богом, но и с собратьями. Наградой ему станет
«непорочная совесть пред Богом и людьми» (Деян. 24:16).
Примирение не обязательно должно быть публичным, но нельзя забывать
слова Иисуса: «Прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5:24).
Вспомните советы апостола
Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми... Если
враг твой голоден, накорми его;
если жаждет, напой его; ибо
делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но
побеждай зло добром» (Рим. 12:18,20-21).
Если примирение произойдет,
то и Бог будет доволен, и души противников — исцелены. Если же положительных
сдвигов достичь не удастся, то ваш собеседник, по крайней мере, будет знать,
что выполнил Божьи требования: он проявил послушание и может дальше жить с
чистой совестью.
6. Предложите собеседнику помолиться, чтобы Бог
даровал ему любовь к бывшему неприятелю, даже если примирения между ними и не
произошло: «Любовь... не мыслит зла, не радуется неправде» (1 Кор. 13:4-6).
7. Если горечь и обида пустили в душе собеседника
глубокие корни и он упрямо отказывается признать свою неправоту, поделитесь с
ним увещеванием апостола Павла: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и
злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу
добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас»
(Еф. 4:31-32). Попросите собеседника поразмышлять над этим отрывком и
помолиться за своих врагов.
8.
Помолитесь вместе с собеседником.
«Написано...»
«Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец
ваш Небесный» (Мф. 6:14-15).
«Благословляйте гонителей
ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с
плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но
последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
никому
не воздавайте злом на зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если
возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя,
возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я
воздам, говорит Господь"» (Рим. 12:14-19).
«Старайтесь иметь мир со
всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не
лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда,
и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:14-15).
«Будучи злословим. Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал
то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23).
См. также главу «Гнев»