Вспомним о Возлюбившем нас

 "Подражайте Богу, как чада возлюбленные"
(Еф. 5:1).

Отличительное свойство Бога - это любовь (1 Иоан. 4:8). Бог - это беспредельное, все наполняющее и животворящее море любви. От самого великого до самого малого, все существующее - видимое и невидимое, включая каждую молекулу нашего естества, - все есть дело Его непостижимой любви и премудрости. Поэтому, естественно ожидать, что самой нашей насущной потребностью должно быть непрестанно благодарить нашего Создателя - и не только за то, что Он вызвал нас из небытия и дал нам жизнь, но и за то, что Он постоянно с отеческой любовью заботится о нас.

Не нуждаясь ни в ком, Бог по преизбытку Своей благости создал нас, чтобы приобщить к Своей вечной жизни и блаженству. Его отеческая любовь раскрывается с особой очевидностью в той заботе, которую Он проявил в устроении нашего человеческого естества и того жилища, в котором намеревался нас поселить. Казалось бы, что человеку так мало нужно для существования, и можно бы ограничиться самым насущным. Но Он по Своей щедрости создает эту необъятную вселенную с ее неисчислимыми галактиками и созвездиями, со всем тем обилием и грандиозной красотой, которые чаруют наш разум и радуют сердце. Кто способен достойным образом описать красоту творения Божия - голубизну неба и живительную теплоту солнца, необъятность морей и грандиозность горных хребтов, простор степей и белизну снегов, благоухание трав и цветов, пение птиц, журчанье ручьев...!

Как ласковая мать, заботящаяся о своем детеныше, Творец обогатил наш мир бесчисленным разнообразием всевозможных яств, укрепляющих силы и доставляющих удовольствие, а различные растения и травы - для леченья и укрепления здоровья. Словом, все вокруг нас, до самой ничтожной былинки, свидетельствуют о щедрости и отеческой заботе Творца!

Вот почему вдумчивые ученые и философы, созерцая природу, черпали в ней свои самые светлые идеи, а духовно-чуткие поэты, композиторы и живописцы, вдохновляяь ее красотой, создавали свои гениальные произведения. Для примера вспомним хотя бы следующее стихотворение Лермонтова

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером, иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой.
Когда студеный ключ играет по оврагу,
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

И не только люди, но и вообще все одаренное жизнью чувствует потребность славословить Творца за Его премудрость и благость, как сведетельсвует тайнозритель Иоанн, который слышал небесных жителей поющих гимн: "Достоин Ты, Господи, принять славу, честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено" - и когда они пели так, то "всякое создание, находящееся на небе, и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них говорило: Сидящему на престоле и Агнцу [Сыну Божию] благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков" (От. 4:11 и 5:13).

Как бы присоединяясь к вселенскому славословию, священник во время Литургии тоже благодарит Творца от лица всех людей, говоря:

"Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте Твоего владычества: ибо ты Бог неизреченный, умом не исследуемый, невидимый, непостижимый, всегда сущий, неизменяемый, Ты, и единородный Сын Твой, и Дух Твой Святый; Ты из небытия привел нас в бытие. После нашего падения опять поднял нас и неотступно делал все для нас до тех пор, пока не возвел нас на небо и не даровал нам Твое будущее царство (небесное). За все эти Твои к нам благодеяния благодарим Тебя и Твоего единородного Сына и Духа Твоего Святого, - благодарим за все Твои благодеяния, известные нам и неизвестные, явленные и не явленные. Благодарим Тебя и за настоящее наше служение, которое Ты благоволил принять от рук наших, хотя и предстоят Тебе тысячи архангелов и множества ангелов, херувимы и серафимы, шестокрылые, многоочитые, как пернатые, парящие в небесных вышинах."

И не только за дар жизни следует ценить Господа, но и за то, что Он непрестанно заботится о нас и милует - и не только в общем плане управления вселенной - но и в каждом частном событии, так что никакая мелочь в нашей жизни не ускользает от Его отеческого взора, так что даже каждый волос на нашей голове сочтен Им (Лк. 12:6-7).

Сознавая это по личному опыту, царь Давид напоминал себе:

"Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его. Очищающего вся беззакония твоя, исцеляющего вся недуги твоя. Избавляющего от истления живот твой, венчающего тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое, обновится, яко орля [как у орла], юность твоя ... Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив...Господь решит окованные, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженные, Господь любит праведники."

Самое же великое и поистине непостижимое дело милосердия, за которое следует непрестанно благодарить Бога, это то, что Он послал в мир Своего Единородного Сына Господа Иисуса Христа, "чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3:16).

Если бы первые люди сохранили нравственную непорочность, которой Бог наделил их, то мы их потомки не ведали бы ни болезней, ни скорбей, ни несчастий, ни смерти, но вечно наслаждались бы райской жизнью. Все наши бедствия есть результат первородного греха наших прародителей, а также наших собственных прегрешений. Грех - это не просто каприз, непослушание, но дерзкий бунт против Законодателя, и Богу следовало бы уничтожить людей, как развратившихся и оскверненных. Но вместо этого Он, милостивый, с первого же дня грехопадения наших прародителей стал терпеливо направлять судьбы человечества к его нравственному возрождению.

Весь ветхозаветный период был временем подготовления человечества к пришествию Мессии-Спасителя. Это был длинный и сложный процесс научения людей вере и создания тех необходимых условий (той "инфраструктуры"), которые бы способствовали распространению христианства по всему миру.

Суть искупительного подвига, совершенного Сыном Божиим, наглядно раскрывает ряд евангельских притч, как например: о заблудшей овце, о бесплодной смоковнице, о блудном сыне, о добром Пастыре. Так как человечество заблудилось подобно беспомощной овце, то Добрый Пастырь пошел искать ее по горам и пустыням. И найдя ее погибающую, Он не погнал, а ласково взял на свои плечи и понес назад. Христос не только научил нас, как правильно верить и жить, но взял на Себя тяжелый груз наших беззаконий и Сам понес наказание, которое заслужили мы. О непостижимое милосердие и любовь!

И все это великое дело искупления относится не только к историческому прошлому, но и по сей день Бог прощает каждого из нас и духовно обновляет ради крестных страданий Своего Единородного Сына. И хотя мы ежедневно нарушаем Его заповеди, оскорбляем Его своими грехами, Он терпеливо ждет, не вразумимся ли мы наконец. И все это потому, что "Бог хочет, чтобы все люди спаслись и пришли к познанию истины" (1 Тим. 2:4).

Господь Иисус Христос так сильно нас любит, - пишет старец Силуан, - что мы постигнуть этого не можем. Он любит нас, как Своих детей, и любовь Его сильнее любви матери, потому что и мать может забыть свое дитя, а Господь никогда не забывает нас ... Господь до того возлюбил нас, что ради нас воплотился, и пролил Кровь Свою за нас, и Ею напоил нас, и дал нам пречистое Тело Свое; и так мы стали детьми Его, от Плоти и Крови Его, и похожи на Господа во плоти, как родные дети похожи на отца своего, независимо от возраста, и Дух Божий свидетельствует духу нашему, что мы вечно будем с Ним ...

Одна только несчастная закостенелость во грехах и пагубная рассеянность в житейской суете делает сердце наше нечувствительным, так что большей частью мы не замечаем дела благости Божией и не ценим Его отеческих забот о нас.

Действительно, многие люди настолько прилипли к земному, настолько осуетились в своей погоне за земным благополучием, что не только не благодарят своего Создателя и Спасителя, но даже не вспоминают о Нем, так что Бог как бы совершенно не существует для них.

Но вот что парадоксально: когда постигает их какое-нибудь горе или болезнь, они инстинктивно вспоминают, что Он есть. Но, увы, тогда они вспоминают о Нем, не для того, чтобы испросить прощения и помощи выйти из создавшего положения, но с чувством ропота: "За что Он, мол, так наказал меня! Ведь есть сколько людей хуже меня, которые благоденствуют, а вот меня покарал!"

Роптать на Бога - это великое безумие и несправедливость по отношению к Тому, Кто все делает для нашего блага. Сами люди отвернулись от Бога, ежедневно грешат, попирают все нравственные нормы, обижают друг друга, а потом еще укоряют Бога в том зле, которое сами посеяли. В сущности они укоряют Бога за то, что Он дал нам свободную волю и не препятствует нам делать то, что хотим. Бог долготерпеливо ждет и не наказывает, потому что "Он не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился от зла и жил" (Иез. 33:11).

Несчастья в этой жизни - это не наказание, а напоминание, что мы не вечны в этой жизни, что всем нам придется предстать пред Судьей и ответить за свои поступки, как объясняет ап. Павел: "Будучи судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром" (1 Кор. 11:32). И обыкновенный отец наказывает своих детей, не чтобы отомстить им, а чтобы вразумить. Наказывает, а самому больно, потому что желает им добра.

Насколько Господь милосерд иллюстрирует следующий библейский рассказ. Когда царь Давид согрешил, пророк Гад пришел к Давиду и предложил ему избрать себе одно из трех наказаний: будет ли три года голод в стране; или три месяца ты будешь преследуем неприятелями твоими, и меч врагов твоих будет досягать до тебя; или три дня - меч Господень и язва на земле будут истреблять в пределах Израиля. И ответил Давид пророку: "Тяжело мне очень, ибо весьма согрешил я. Но пусть лучше впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его. Только бы в руки человеческие не впасть мне" (1 Пар. 21:8-14).

Вот как объясняет преподобный Антоний Великий понятие "гнева" по отношению к Богу: "Бог неизменно благ. Если кто недоумевает, как Он радуется о добрых, от злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним: то на это надо сказать, что на самом деле Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев - это свойства ограниченных людей. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то удаляемся от Него по несходству с Ним ... Так что сказать: Бог отвращается от злых, - есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения" (Добротолюбие, т. 1, ст. 150).

Всякую житейскую скорбь и трудность надо рассматривать, как вразумление, посылаемое нам для исправления. "Как мать учит ходить младенца, - наставляет святой Иоанн Кронштадтский, - так Господь учит нас живой вере в Него. Мать поставит младенца, сама отойдет, а младенцу велит идти к себе. Младенец плачет без поддержки матери, хочет идти к ней, да боится шагнуть, или старается подойти, да падает. Так и Господь учит христианина верить в Него. Наша вера слаба, как младенец, который учится ходить. Господь на время оставляет христианина и предает его разным бедствиям, а потом, когда возникает нужда, спасает. Господь велит смотреть на Него и идти к Нему. Христианин старается видеть Господа, но сердце, не наученное лицезрению Божию, боится своей смелости, спотыкается и падает. А Господь близко и готов как бы на Свои руки взять немощного христианина. Поэтому при различных скорбях или кознях дьявола научись очами твоего сердца взирать на Спасителя. Смело взирай на Него, как на неистощимую сокровищницу благости, и усердно моли Его, чтобы Он помог тебе. И тотчас получишь просимое. Главное, здесь сердечное зрение Господа и надежда на Него как на Всеблагого. Это истинно от опыта! Так Господь учит нас сознавать нашу немощь и надеяться на Него."

Поэтому будем ежедневно напоминать себе, как сильно Господь любит нас и как много Он сделал и продолжает делать, чтобы спасти нас. "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего" (Рим. 8:32).

Эти напоминания, с одной стороны, укрепят в нас чувство благодарности Богу, а с другой - побудят нас лучше относиться к людям, по написанному: "Подражайте Богу, как чада возлюбленные" (Еф. 5:1).

Задумаемся над этой фразой: мы, ничтожные твари, не в состоянии подражать Богу казалось бы ни в чем - ни в Его всемогуществе, ни в вездесущии, ни в каких других Его божеских свойствах. Однако подражать в любви мы можем и должны! И это для нас великая честь. Поэтому будем милосерды, как Отец наш милосерд (Лк. 6:36).