Краткий словарь
Авраам - праотец израильтян. Имя его, данное ему самим Богом, означает "отец великого множества (народа)" (Быт 17:5).
Адам - в библейской истории сотворения мира первый человек (Быт 1:27; 2:7).
Аминь - еврейское слово, которым обычно заканчивались молитвы или пожелания благословений. Оно служило торжественным подтверждением сказанного ("Это так!") или выражало согласие с произнесенной молитвой ("Да будет так!").
Апостол (от греч. посол, вестник) - первоначально этим словом назывались двенадцать учеников Иисуса Христа, которых Он избрал Себе в постоянные спутники и соработники; им, как живым свидетелям Его трудов, мученической смерти и воскресения, Он поручил провозгласить по всему миру Благую Весть (см. "Евангелие"). Павел, не принадлежавший изначально к Двенадцати, был призван на апостольское служение уже после воскресения Спасителя. Новому апостолу дано было особое поручение: проповедовать среди языческих народов. Впоследствии и некоторые другие христианские подвижники стали именовался апостолами (Рим 16:7), вероятно, потому, что ранние христианские церкви поручали им, как свидетелям воскресения Христа, совершать миссионерское служение.
Асия, или Азия - римская провинция. Первоначально так называлась только небольшая лидийская область, но со временем имя собственное Азия (Асия) расширилось в своем значении, так что во дни Павла стало уже названием всей западной части Малой Азии (территория совр. Турции), главным городом которой был Эфес. Впоследствии так стали называть более обширную часть восточного материка земного шара.
Ахайя - римская провинция на южном побережье Коринфского залива (одно время так называлась и вся Греция). В столице Ахайи Коринфе Павел написал свое Послание к римлянам.
Благодать - обычно это слово (в переводе с евр. jn (chen) и греч. xapic (chads) - расположение, милость, доброта) употребляется в Библии для обозначения того особого благоволения Бога, какое Он ниспосылает всем людям не за те или иные заслуги, а из одной только любви к ним. Апостол Павел пользуется этим словом в своем изложении учения о спасении по благодати Главный тезис его заключается в том, что спасение не является следствием ни исполнения Закона (см.), ни происхождения, ни национальной принадлежности. Спасение - - это освобождение человека от власти греха (см.) силой Божественной благодати, с одной стороны, и веры человека - с другой.
Блаженный - этим словом в Библии характеризуется человек, пребывающий в состоянии высокой религиозной радости, выпадающей на долю человека, обретшего спасение и приобщившегося к Царству Божьему. Блаженство - это истинное счастье, которое зависит не от внешних обстоятельств, а от состояния духа, всего человека, его ума и чувств. Оно реально и доступно для тех, кто через Христа пришел к миру с Богом (Рим 4:6-9).
Геенна (евр. (ge hinnom) - долина Хинному в Син. пер.: долина Еннома) - овраг под стенами Иерусалима, где сжигался мусор,
Господь - слово "Господь" в Ветхом Завете соответствует обычно непроизносившемуся имени Бога, Яхве (Он существует или Он дает бытие). Распространенное чтение этого имени как "Иегова" - результат ошибочного прочтения (закрепившегося в зарубежных переводах начиная с XVI в. еврейского слова YHWH. На русском языке в Новом Завете "Господь" и "господин" переводятся с одного и того же греческого слова kupioc (kyrios), которое относится как к Отцу, так и (значительно чаще) к Сыну (Ин 20:28; Откр 1:8; 19:6,16).
Грех - всякое уклонение от следования воле Божьей или пренебрежительное отношение к повелениям Господа и Его запретам. Грех вошел в мир, когда сатана внушил Адаму и Еве недоверие к Богу и непослушание Ему. Через этих первых людей грех вошел в мир и стал нормой мира, потому все люди на земле (потомки Адама и Евы) рождаются с греховными наклонностями (Рим 5:12,19). Поработив все человечество, грех расплачивается со своими подданными смертью (Рим 6:23).
Давид - один из самых славных израильских царей (кон. XI - нач. X вв. до Р.Х.), автор многих псалмов. Согласно ветхозаветным пророчествам, Мессия (см.) должен был прийти из рода Давидова.
Денарий - римская серебряная монета, примерно соответствовавшая греческой драхме, во времена Нового Завета обычная дневная плата рабочего-поденщика.
Дух Святой - третья ипостась Божества (Мф 28:19). О служении Святого Духа Христос сказал Своим ученикам: "Утешитель же, Дух Святой всему научит вас и напомнит все, что Я говорил вам" (Ин 14:26). По словам апостола Павла, Дух живет в нас и ходатайствует за нас (Рим 8:9,26).
Душа (греч. (psyche) - на русский язык переводится в Библии словами:
1) дыхание (жизни); дух, душа, сознание;
2) жизнь; 3) внутренний человек, сущность (человека), истинная человеческая личность, сам (человек); сердце, ум, сознание; 4) существо, личность, человек.
Евангелие (греч. (euangelion) - доброе ujeecmue или благая весть). В Новом Завете это слово употребляется в определенном значении. Это не любая благая весть, а исключительно "Благая Весть" о том, что Бог через Иисуса Христа открыл всем людям путь спасения от греха (см.) и погибели. Со временем ранняя Церковь стала называть Евангелием каждую из первых четырех книг Нового Завета.
Завет (греч. (diatheke) - договор, соглашение, завещание; в Син. пер. - завет). В Священном Писании это слово главным образом употребляется для обозначения отношений, установившихся между Богом, с одной стороны, и Израилем, как избранным народом, с другой. Ясно, что это не был договор между равными сторонами. Слово "договор" здесь и не может быть употреблено в его обычном значении: это особое соглашение заключалось между вечным Богом и смертным человеком. Сам Бог определял условия соглашения, сообщал их Своему народу и оставлял за ним право принять или отвергнуть такое соглашение или завет. Бог и Его народ при этом завете принимали на себя определенные обязательства. По сути своей, завет включал в себя все, что требовалось для полного осуществления Божьего намерения спасти человека.
Закон - в Библии свод принципов или мерило поведения. Установления, переданные Богом через Моисея (см.), известны как Закон Моисеев. Словом "Закон" назывались также пять книг Моисея, а в некоторых случаях - Десять Заповедей, являющихся неотъемлемой частью Пятикнижия.
Иаков - внук Авраама, см. "Праотцы".
Иисус - греч. форма еврейского имени Иегошуа, сокращенно Иешуа, которое значит помощь Яхве, или спаситель (см. "Мессия"). Это имя было дано Богомладенцу-Господу по указанию Божию: "Она родит Сына, и ты наречешь Ему имя Иисус, потому что спасет Он народ Свой от грехов его" (Мф 1:21). Он же именуется Господом (см.) Иисусом Христом. Христос пришел в мир, чтобы принести Себя в жертву за грехи (см.) рода человеческого. Как великий Первосвященник (см.) и Ходатай за искупленных Им людей Он после воскресения из мертвых совершает на Небе Свое заступническое служение (1 Тим 2:5).
Иллирик - римская провинция на северо-западе Балканского полуострова (территория совр. Югославии и Албании).
Имя - имена в Библии не только указывают на ту или иную личность, но и ознаменовывают особенности характеров и поведения. Знание имени, таким образом, становится непременным условием установления глубоко личных отношений. Открывая имя Божие людям (Ин 17:6), Христос вел людей к познанию их Создателя. Верить во имя Иисуса (Ин 1:12; 3:18) - это больше, чем только признать Его существование. Это значит признать Его Тем, Кем Он является в соответствии со Своим именем: Мессия (см.), Сын Божий и Спаситель мира; и это значит лично довериться Ему Просить во имя Иисуса (Ин 14:13) значит просить, ссылаясь на Его Божественный авторитет и Его служение.
Исаак - сын Авраама, см. "Праотцы".
Исайя - см. "Пророк".
Искупление - в Новом Завете слова "искупить" и "искупление", главным образом, говорят о том. что сделал Христос, отдав Свою жизнь за верующих в Него: Он принял смерть, чтобы простились им грехи их (Рим. 3:23,24), чтобы освобождены они были от проклятия (Гал. 3:13) и избавлены от власти смерти (Рим. 8:23). См. "Оправдание".
Иудея - южная часть Палестины с Иерусалимом как столицей и самым крупным городом.
Книжник - писец; знаток Моисеева Закона. В эпоху Нового Завета книжники, как правило, были из фарисеев (см.).
Колена Израиля - двенадцать колен Израиля были потомками двенадцати сыновей Иакова, впоследствии получившего имя "Израиль" (Числ. 1:2).
Легион - воинское соединение в римской армии, около шести тысяч пехотинцев. В Новом Завете так говорится только о множестве ангелов или демонов.
Мессия (от др.-евр. (masiah), Помазанник, что соответствует греч. (Christos) - одно из высочайших званий Иисуса (см.). Ветхозаветные пророки возвещали о пришествии Царя, Который спасет Свой народ и создаст вселенское царство мира. Новый Завет свидетельствует о том, что Иисус и является этим провозвещенным Мессией. В Писаниях апостолов звание "Христе" используется уже как часть имени собственного ("Иисус Христос").
Моисей - великий вождь, пророк и законодатель древних израильтян. Во исполнение воли Божией Моисей освободил израильский народ от гнета фараона и вывел его из Египта. Через Моисея Бог заключил с израильтянами завет (см.) и дал им Закон.
Обращение, обратиться (от греч. (epistrepho) - повернуться, обратиться к кому-л., чему-л.). В религиозном контексте эго слово означает, что человек в какой-то момент своей жизни отвращается от зла во всех его проявлениях и безраздельно посвящает себя Богу. Суть обращения состоит в полной перемене и принятии принципиально нового образа жизни. Отвращение от греха есть следствие покаяния (см.), а обращение к Богу - это акт веры, благодаря которому становится возможным спасение.
Обрезание - отсечение крайней плоти у мужчины или мальчика У иудеев обрезание совершалось как религиозный обряд в знак принятия того завета (см), который Бог заключил с израильтянами (Лев 12:3) Согласно учению апостола Павла, обрезание как обряд утратило всякое значение для тех, кто живет в новом завете с Богом Говоря о христианине, апостол отмечает "Обрезание его - оно в сердце, в духе оно, а не в букве" (Рим 2:28,29)
Оправдание - решение, которое принимает Бог относительно покаявшегося грешника, признавая его праведным. Оправдание прямо противоположно осуждению (Рим 5:16) Ни первое, ни второе не определяет внутреннею состояния человека или его характера, а только говорит о его положении перед Богом Оправдание совершенно необходимо каждому человеку, потому что, как говорит о том Священное Писание, согрешили все (Рим 3:23) Когда грешник через веру принимает заместительную смерть Иисуса Христа как справедливое наказание за собственные грехи, Бог, в Свою очередь, принимает веру грешника, у которого нет, конечно же, своей праведности (см), и вменяет ему праведность Иисуса Христа Воскресение Христа было столь же важно для нашего оправдании как и Его смерть на кресте Абсолютная справедливость не допускает того, чтобы всякий грех (см) ведущий в конечном счете к смерти, не получил должного наказания Вот почему Христос, дабы спасти согрешившее человечество, принял на Себя наказание и умер на кресте Его смерть явилась свидетельством Божественной справедливости, а Его воскресение провозвестило милость Божию, которая проявляет себя в готовности перенести на каждого грешника все то что достигнуто в замести тельной смерти Христа Всякий, кто готов с верою принять этот милостивый дар, оправдается Его кровью и спасется Его жизнью (Рим 5 9,10).
Освящение - в качестве современного богословского термина это слово обозначает благотворные изменения в характере человека, уверовавшего в Бога или результат этих изменений В Новом Завете термин "освящение" используется, по сути дела, как тождественный термину "оправдание" (см) Первый указывает на переход от греховности к святости (см "Святой"), второй - от нечестия к праведности (Рим 6:19) Это не значит, что новозаветным писателям было чуждо современное представление об освящении, напротив, они говорили о нем как об обновлении жизни (Рим 6:4,12:2) Оправдание для них связано с опытом обращения (см) и принятия даруемого во Христе спасения, освящение же - это дело всей жизни, в которой человек учится жить в согласии с Его волей
Первосвященник - у иудаистов глава священнической иерархии Он председательствовал в Синедрионе (см) и руководил всем, что касалось Храма и богослужений Только он один имел право входить во Святое Святых Храма Первосвященниками считались и те, кто нес это служение в прошлом
Писания - собрание ветхозаветных книг, они представляли для иудейства и для раннего христианства "Священное Писание"
Покаяние (от греч (metanoeo) - менять мнение, чувствовать сожаление, каяться пережить обращение) - как богословский термин это слово означает отречение от греха (см), принятие предложенного по благодати (см) Божьей спасения Истинное покаяние предполагает полное изменение отношения ко греху и к Богу Великая доброта Божья направляет человека к покаянию (Рим 2:4)
Праведность - состояние, при котором человек находится в верных отношениях с Богом Мера их истинности обусловливаема всегда относительным пониманием воли Бога и Его намерений Праведность Бога абсолютна, ибо равнозначна полно те и безграничному совершенству Его характера Человек же сам по себе не имеет никакой праведности (Ис. 64:6) и потому Павел заявляет "Во мне в плоти моей, ничего доброго нет" (Рим. 7:18) Истинная праведность, следовательно, возможна для человека только благодаря его связи с Богом и исходит она от Бога Кающийся грешник обретает праведность, когда верою принимает милостивый дар Божий Посредством веры Авраам (см) приобрел праведность (Быт. 15:6) и был готов с радостью исполнить открывшуюся ему волю Божью. Состояние праведности, в которое покаявшийся грешник входит, будучи оправданным через веру (см "Оправдание"), определяется как "мир с Богом" (Рим. 5 1)
Праотцы - Авраам (см), его сын Исаак и внук Иаков были праотцами израильского народа Двенадцать колен израильтян ведут свое происхождение от двенадцати сыновей Иакова
Пресвитер (греч) - старейшина, руководитель (или один из руководителей) местной церкви а также старший (по возрасту и положению) или старец
Пророк - в широком значении слова это всякий, кому Бог поручал сообщать людям о Своей воле и Своих намерениях, в более узком - это так называемые "библейские пророки", вести которых, нередко содержавшие в себе предсказания о будущих событиях находятся в пророческих книгах Beтхого Завета
Пустыня - необжитые, незаселенные области на юге и на востоке Палестины Это были не песчаные а большей частью каменистые или гористые места со скудной растительностью, хотя иногда и там при обильных дождях росла трава и паслись стада.
Раб - первоначально этим словом назывался человек находившийся на самой низкой ступени социальной лестницы. Трудом и жизнью раба произвольно распоряжался его хозяин. Со временем значение слова расширилось рабом стали называть всякого, кто полностью отдавал себя воле другого (Рим. 6:17,20) Именно так использует это слово апостол Павел, когда именует себя слугой или рабом Иисуса Христа При этом он говорит, что когда-то был рабом греха, теперь же он добровольно стал рабом Иисуса Христа
Равви, раввуни (евр.) - "господин мои" почетное обращение к религиозным учителям в иудаизме
Ревекка - жена Исаака (см) Ее сыновьями были первенец Исав и его близнец Иаков (Быт 25 21-26)
Саддукеи - одна из религиозных партий с сильным политическим влиянием Ее членами преимущественно были священники и иерусалимская аристократия Они отрицали все те вероучения, которые, по их мнению, не были ясно выражены в Законе Моисеевом, например, веру в воскресение мертвых (Мф. 22:23)
Сатана (евр.) - дьявол, противник Бога и враг всех людей Он назван в Библии клеветником, обвинителем отцом лжи
Святой - в Библии это слово в основном употребляется как определение того, что священно или отделено от обычного. Кроме указания на полную непричастность ко всему тому что оскверняет, это слово в его применении к народу Божьему включает в себя идею нравственного совершенства. Те, кто с верой и послушанием принимают Христа как своего Спасителя получают Его дар праведности (см), и потому Бог называет их святыми, или святым народом (Исх. 19:6, Евр. 3:1). Святость - это не достижение, а духовное и нравственное состояние в которое Бог по Своей милости призывает людей войти однако, чтобы находиться в этом состоянии верующий должен постоянно пребывать во Христе (Ин. 15:5, 1 Кор. 1:30) Это приводит к очищению от всякой оскверненности и к оставлению греха (1 Петр. 1:15, 2 Петр. 3:11), и верующие образно говоря становятся "храмом Божьим" (1 Кор. 3:17)
Синагога (греч) - собрание, община верующих и молитвенный дом в котором иудеи собирались по субботам и проводили свои богослужения с чтением Писания, проповедью и молитвой в синагогах совершались также и судебные разбирательства.
Синедрион - высший иудейский религиозный совет, наделенный, в частности, судебной властью. Синедрион представлял иудейский народ перед римской властью. Состоял он из 70 членов (в него входили священники, старейшины и книжники), которые собирались в Иерусалиме под председательством первосвященника (см.).
Сион - укрепленный холм, захваченный Давидом у иевусеев и превращенный им в столицу - Иерусалим; это имя в Писании нередко служит для обозначения как Иерусалима, так и всего Израиля (Ис. 28:16).
Слава - это слово употребляется в Библии в нескольких значениях. В Послании к римлянам, говоря о славе Божьей, Павел имеет в виду, по всей видимости, похвалу или одобрение, выражаемое Богом по отношению к человеку (3:23). В Ветхом Завете и Новом "слава Божья" есть совокупность высоких признаков, указующих на суть Божества; в то же время это сумма всех совершенств Бога, озаряющих мир светом Его откровений Слово "слава" используется в Библии также и в значении "яркость", "вид, пленяющий взор своей привлекательностью" (Мф. 4:8). Иногда оно используется в одном ряду с такими словами, как "образ", "подобие", "вид" (Рим. 1:23). По данному Моисею (см.) откровению слава Божья представляет собой Его характер: добрый, милостивый, прощающий (Исх. 33:18,22). Эта слава Божья, явленная во Христе, своим светом озаряет сердца и умы верующих, восставляя в них образ Божий (Рим 5:2).
Содом и Гоморра - два упомянутых в Быт 19 города, которые были уничтожены Богом ввиду нравственного разложения их жителей.
Фарисеи - влиятельное религиозно-политическое движение в иудаизме, к которому примыкали многие книжники (см.). Фарисеи брали на себя обязательство точного исполнения не только ветхозаветных законов, но и устных преданий (Мф. 15:2).
Христос - см. "Мессия".
Чистый, нечистый - нечистым по ветхозаветным законам считался человек, который нарушал определенные предписания, касающиеся внешней, обрядовой стороны жизни. В давние времена это установление должно было, вероятно, содействовать привитию израильтянам навыков отличать святое от несвятого. Перед первыми христианами нередко возникал вопрос, что следует считать чистым и что - нечистым. Одним из поводов здесь было то обстоятельство, что во многих странах на рынках продавалось вынесенное из языческих храмов мясо животных, которое оставалось от принесенного в жертву идолам. Совесть некоторых христиан не позволяла им есть или пить то, что, по их мнению, стало нечистым от соприкосновения с языческим культом (1 Кор. 8:7).