Глава 17

 

БЕРЯ НА ПОПЕЧЕНИЕ СВОЮ ЖИЗНЬ

В 1936 году мир был поражен новостью о том, что Эду­ард VIII, король Англии, отрекся от трона, чтобы жениться на Уоллис Уофилд Симпсон. Это была любовная история века! Когда он отрекся от престола, его брат, Альберт Фредерик Ар­тур Георг, стал королем Георгом VI. Георг VI, отец нынешней королевы Елизаветы -II, восседал на британском троне до своей смерти в 1952 году. Когда он умер, ему было 57 лет. Его под­данные любили своего короля, и его неожиданная смерть оше­ломила их. Но они не знали, что он мог бы жить гораздо доль­ше, если бы пожелал внести определенные изменения в свой образ жизни.

Спустя 15 лет после смерти Георга VI меня пригласили провести программу по борьбе с курением в Торквей, Англия. Там-то я и узнал, что Георг VI умер от курения. Он, как и его отец и дед, был заядлым курильщиком. Он начал курить, когда был подростком, но до 50 лет последствия этой привычки не сказывались. К этому времени у него уже было нарушение кро­вообращения. Это была болезнь Бюргера в той стадии, когда, чтобы спасти больную ногу, необходимо хирургическое вмеша­тельство. Несколько лет спустя у него развился рак легких, и ему было удалено одно легкое. В дополнение к раку развилась эмфизема. Через несколько лет Георг VI умер от закупорки коронарных сосудов. Врачи, лечившие его, пришли к выводу, что он мог бы прожить на лет 10 дольше, если бы бросил ку­рить в то время, когда Британская служба здоровья опублико­вала информацию, связывающую курение с этими серьезными заболеваниями. Георг VI умер рано, потому что не проникся пониманием важности самоконтроля.

В Новом Завете используется греческое слово, которое в современном английском языке означает самоконтроль. Однако в переводе Библии короля Иакова 1611 года это грече­ское слово переведено как воздержание. Слово воздержание, к сожалению, с годами потеряло свое первоначальное значение, и теперь оно эквивалентно слову «умеренность». Например, боль­шинство пьющих верят, что они воздержанны, поскольку они выпивают коктейль или два до обеда. Но, насколько я понимаю, воздержание, это нечто большее. Хотя и верно, что выкуривание трех сигарет в день менее вредно, чем курение двух пачек, но и это фактически не воздержание. То же самое можно сказать о выкуривании марихуаны или использовании кокаина время от времени для развлечения.

Самоконтроль требует более чем умеренности. Большин­ство наркоманов испытывают возрастающую потребность в нар­котиках. Эта возрастающая потребность называется толерант­ностью. Заядлым потребителям транквилизаторов, таких, как секонал, чтобы достичь желаемого эффекта, может потребо­ваться тридцать и более таблеток. Для такого человека 10 таб­леток — умеренная доза, в то время как для обыкновенного человека эта доза может оказаться смертельной.

Настоящая умеренность, если это должно означать что-либо конкретное, есть воздержание от использования чего-то плохого, того, что может принести вред, и использование в умеренных дозах полезного. Умеренность — только часть воз­держания и относится только к тому, что не причиняет вреда.

 


Самоконтроль должен пронизывать все сферы нашей жиз­ни — питание, физические упражнения, отдых, работу, развле­чения и секс. По мере того как мы используем самоконтроль в своей жизни, будет улучшаться как наше здоровье, так и наше поведение.

Елена Г. Уайт, одна из активных деятелей движения воздержания в Америке в XIX веке, понимала глубину вопро­са, когда в своей книге «Воздержание» говорила: «Воздержа­ние само по себе является фундаментом всех благословений, которые идут от Бога, фундаментом всех побед, которые нуж­но выиграть».

Я уверен, что каждый из нас хотел бы прожить жизнь без поражений. Разве это было бы не замечательно - про­снуться утром и знать, что все под вашим контролем? Вы скажете — невозможно? Не настолько, как можно было бы думать. Пусть некоторые обстоятельства не зависят от нас, и все-таки можно путем правильной организации самоконтроля нести полную ответственность за свою жизнь. Пожалуйста, разрешите мне объяснить.

Самоконтроль не является неким туманным, неопреде­ленным, неуловимым умственным процессом, доступным только сильным людям. Как и другие черты характера, он может быть как наследственным, так и приобретенным. Мы наследуем ап­парат и способность к самоконтролю. Но на одних только по­тенциальных возможностях нам далеко не уйти. Мы должны их развить и запустить в работу. Среди всех наших побуди­тельных мотивов на первом плане стоит наша свобода. Само­контроль же — это способность, которой мы можем при же­лании научиться, но для этого необходимо сконцентрировать внимание, заставить себя многократно повторять необходи­мые упражнения или приемы, а это значит направить стрем­ление к свободе на выполнение полезных, только полезных для здоровья дел.

Помните ли вы Фритца Крайслера? Он был одним из выдающихся скрипачей прошлого поколения. Крайслер дал свой первый концерт в Вене, когда ему было 5 лет, и затем упорно трудился, чтобы стать музыкантом мирового класса и доставлять наслаждение миллионам людей. Но то, что Фритц Крайс­лер стал квалифицированным артистом, не случайность. Вер­но, что он унаследовал ряд необходимых качеств, однако он никогда бы не стал скрипачом без самоорганизации и долгих, многочасовых репетиций.

Обучение самоконтролю похоже на обучение игре на му­зыкальном инструменте. Сначала мы должны научиться пра­вильной технике, затем техника должна войти в привычку с помощью концентрации и практики. Самоконтроль — это всег­да система действий, результатом которой будет польза для нас и других. Это может означать отказ от временных удоволь­ствий, таких, как обильный десерт или покупка того, что в дей­ствительности не нужно. Это также может означать воплоще­ние принципа «подставь другую щеку» в споре, когда есть уве­ренность, что даже в гневе двери для примирения открыты. Самоконтроль не всегда означает, что вы отказываетесь от че­го-то. Это также означает посвящение себя чему-то полезному. Например, физическим упражнениям, научным занятиям или продвижению к поставленной цели.

Использование самоконтроля предусматривает многовариантность. Именно поэтому он неизменно ассоциируется со свободой. Если вы действуете как запрограммированный робот, то лишаете себя выбора и свободы — одного из наиболее бес­ценных даров жизни.

СКОЛЬКО СВОБОДЫ МЫ ИМЕЕМ?

Психологи-бихевиористы (ученые, утверждающие, что оп­ределяющим в психологических процессах является поведение) говорят нам, что у нас очень мало свободы выбора. Наше пове­дение, говорят они, определяется на генетическом уровне неза­висимо от нашего контроля. Детерминисты провозглашают, что в конкретной ситуации мы выбрали бы одно и то же решение, независимо от того, сколько раз оно повторяется.

Психологи этого направления заставляют нас поверить, что наши действия определяются окружающими факторами. Ско­рее всего, говорят они, наше поведение определяет наш

 


жизненный опыт. Внутриутробное развитие, первый крик при рож­дении, травмы в раннем детстве — все это приводит к эмоцио­нальным шрамам, которые, в свою очередь, определяют поведе­ние, и мы не можем его контролировать. Марксизм делает шаг вперед, развивая эту концепцию. Он заявляет, что общество может путем контроля за окружающей средой контролировать поведение человека.

Даже религия взяла на вооружение философию детерми­низма. К сожалению, некоторая часть религиозных мыслителей учит доктрине, так называемой предопределение. Вследствие неправильного понимания характера Бога и неправильной ин­терпретации Священного Писания они говорят, что только ма­лое число людей предопределено Богом ко спасению. Непред­намеренно они обвиняют Бога в лишении нас свободы.

И все-таки некоторая доля правды содержится в фило­софии детерминизма. Действительно, наши тела, мозг, нерв­ную систему и большую часть химии тела мы наследуем. На поведение также влияет наша культура, окружающая среда и жизненный опыт. Для нас очевидно, что пред лицом смерти мы представители жизни. Но красота свободы выражается в осознании участия личности в формировании будущего и рас­ширении границ нашей свободы. Самоконтроль определяет вы­бор нашей судьбы.

Никто не рождается полностью свободным. Никто из нас не обладает абсолютной свободой, нашей унаследованной сво­боде угрожают ограниченность умственных способностей, трав­мы, влияние токсинов, болезни и другие факторы окружающей среды. Кроме того, наследственность и влияние окружающей среды ограничивают свободу в разное время по-разному. Но использование даже ограниченной свободы повышает качест­венный уровень жизни. К тому же, по мере того, как мы будем пользоваться нашей свободой в рамках самоконтроля, эта сво­бода будет расширяться и расти. Посредством самоконтроля и милости Божьей можно преодолеть наследственный или приоб­ретенный недостаток характера. Другими словами, наш потен­циал — это полная свобода.

СВОБОДА И ЗАКОН

Законы, созданные различными правительствами, не только сохраняют общественный порядок, но также дают воз­можность наслаждаться определенными свободами. Законы о налогах позволяют правительству обеспечить работу транс­порта, пожарную охрану и охрану общественного порядка, а также деятельность многих других служб. Правила дорожно­го движения дают нам свободу ездить на машинах с относи­тельной безопасностью. Уголовные законы, определяя наказа­ние, соответствующее преступлению, могут предотвратить кра­жу или убийство.

Законы могут быть произвольными и все-таки эффек­тивными. Например, в Соединенных Штатах существует за­кон о правостороннем движении автотранспорта. В Англии же законом установлено левостороннее движение. Всем из­вестно, что передвижение по правой или левой стороне само по себе не обеспечивает безопасности, но если мы желаем иметь свободу, мы все должны быть послушны закону страны, в которой живем.

Я испугался, когда однажды в воскресное утро ехал по трассе Санта-Моника и увидел автомобиль, стремительно мчав­шийся прямо на меня. Я вовремя и умело совершил маневр и избежал серьезной аварии, но водитель, нарушивший правила дорожного движения Калифорнии, поставил под угрозу мою свободу. Астронавт, совершающий полет на Луну в космиче­ском аппарате, сможет достичь своей цели, если будет следо­вать законам физики. Я уверен, что он не считает эти законы ограничивающими его. Отклонись он хотя бы немножко от за­проектированной траектории, его свобода, так же как и его жизнь, была бы потеряна.

Это свидетельствует о том, что естественный закон — закон более описывающий, чем предписывающий. Это также верно и для законов здоровья. Нашему организму необходимы физические упражнения, отдых, солнечный свет и правильное питание. Нарушая законы здоровья, мы вынуждены платить за это потерей свободы от болезни.

 


Чтобы иметь свободу и использовать скрытые резервы организма, мы должны жить в гармонии с законами здоровья. Самоконтроль — это та сила, которая дает нам возможность достичь этого.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ САМОКОНТРОЛЬ?

Первый шаг в самоконтроле — это осознание нашей бес­помощности и нашей зависимости от других. Следуя традиции, сложившейся в нашей культуре, мы празднуем дни рождения, но никто не помнит день, когда он родился; мы также не осоз­наем, насколько беспомощен ребенок, ведь новорожденных мла­денцев надо кормить, заворачивать в пеленки, согревать и уте­шать, так как они ничего не могут делать самостоятельно.

По мере того как мы растем, мы приобретаем некоторую степень независимости, но как только мы начинаем полагать, что контролируем все происходящее, неожиданно попадаем в кризисные ситуации и как никогда чувствуем, что мы, в дейст­вительности, зависимы от других.

Повзрослев, многие из нас открывают первооснову зави­симости — Бога.

Истинная мудрость состоит в том, что удары нашего серд­ца, дыхание, функции мозга — сама жизнь — зависят не только от эволюционных и физиологических процессов. Подлинного са­моконтроля можно достичь только тогда, когда мы заново откро­ем нашу беспомощность и позволим силе, которая выше челове­ческой, войти в нашу жизнь и направлять нас. Этот первый шаг, кажущийся таким простым, но трудным на практике, называется «отказ». Мы должны признать, что некоторые вещи мы не мо­жем «сделать сами». Нам нужна помощь. В этом контексте отказ не означает поражение — это первый шаг по дороге, ведущей к победе. Очевидно, самоконтроль — явление парадоксальное, ко­торое приводит нас путем отказа от себялюбия и неоправданных запросов к свободе гармоничного соответствия личности разум­ному плану Создателя. Господь не только дает руководство для идеального образа жизни, но также дает нам желание, волю и силу, чтобы жить в соответствии с этим руководством.

Затем мы можем перейти к опыту осознания. Осозна­ние — это не мистический опыт; оно означает бодрствовать и познавать себя и окружающую среду. Было бы полезно позна­вать свой организм. Могу я задать вам личный вопрос? Когда вы осознаете, что большой палец на правой ноге принадлежит вам? Когда вы начинаете думать о нем? Я уверен, что вы не помните и не думаете о нем постоянно. Можно даже сказать, что вы не уверены в его существовании до тех пор, пока не ушибете его. Познание себя это шаг в развитии самоконтро­ля. Изучая анатомию и физиологию человека, мы начинаем по­нимать, какое у человека чудесное тело. Не нужно становиться физиологом или анатомом, но вы можете достать популярную книгу по физиологии и анатомии и узнать что-то новое о себе.

Старея, мы все больше и больше воспринимаем наше тело как нечто, полученное в кредит. Мы не воспринимаем те импульсы, которые возникают в организме. Мы часто непра­вильно интерпретируем эти импульсы или нейтрализуем их, употребляя наркотики. Мы пьем кофе, чтобы заглушить чувст­во усталости. Леденцы используются для того, чтобы прекра­тить импульс голода, а алкоголь успокаивает чувство неудовле­творенности или скуки. Одиночество прячем в рок-музыке и других формах сверхстимулирующих развлечений. Давайте пре­кратим причинять себе вред этими губительными привычками. Мы сможем помочь себе, предприняв более разумные шаги, если будем более информированы о том, как мы устроены.

Мы должны больше знать о мозге. Люди, кажется, хотят забыть о том, что у них есть мозг: они затуманивают его нарко­тиками; они переутомляют его; они буквально взрывают его телевидением; они раздражают его кофеином и никотином.

В минуты покоя мы можем лучше контролировать свои мысли. В наших силах начать постижение безграничных воз­можностей общения с окружающим миром. Используя время, чтобы докопаться до истины, мы обретем уверенность в том, что можем дать оценку фактам и выбрать логичный курс действий.

Было бы полезно также больше знать о природе наших чувств и эмоций. Потратьте на это время, и вы поймете, что использовали его не зря. Контроль за эмоциональными

 


реакциями в различных ситуациях может помочь нам принимать правильные решения.

Нам необходимо также осознать другую функцию наше­го мозга, которая, кажется, в критических ситуациях времена­ми отключается. Однако это как раз то, что побуждает нас совершенствоваться. Я имею в виду духовную сторону нашего существования, которая помогает нам видеть разницу между правильным и неправильным, добром и злом, красотой и безо­бразием. Осознавая духовные силы внутри нас, будем жить ими. Это, кроме всего прочего, поможет восстановить нормаль­ную и здоровую перспективу, обрести чувство благополучия и надежду на будущее. Я верю, что духовные стремления внутри нас — это глас Божий к нам.

Все мы подвержены изменениям. Сегодня я не такой, как вчера, и завтра буду иным. Поэтому хорошо было бы отдавать себе отчет в изменениях, происходящих с нами. Это поможет управлять обстоятельствами, оказывающими влияние на нас.

Киркегард, датский философ, сказал: «Существовать не означает быть; существовать — означает становиться». И в этом смысле каждый из нас не является совершенным челове­ком, каждый из нас находится в процессе становления.

Еще одна сфера осознания — осознание потребности в дружбе. Человек —это не замкнутый в себе мир. Даже здоро­вье в такой же степени зависит от контактов в обществе и дружеской поддержки, как и от физических, умственных и ду­ховных параметров. Необходимо признать потребность в обще­нии и поддержке от других людей. Мы также должны по досто­инству оценить в себе дар уникального служения: помогать дру­гим. Мы не должны закрывать глаза на нужды тех, кто живет вокруг нас, но обязаны сделать все возможное для перемен к лучшему. Это также расширит и усилит наш самоконтроль.

ИСПОЛЬЗУЯ СИЛУ ВОЛИ

О силе воли уже написано и сказано достаточно много. Некоторые психологи заявляют, что не существует такого по­нятия, как сила воли. Если окружающая среда и наследствен­ность определяют наше поведение, то тогда по логике мы не имеем силы воли. Но это неверно. В действительности, у нас есть сила воли. На минуту вспомните о вашем опыте жизни, когда было искушение пойти на компромисс с вашими принци­пами. Вспомните, как вы боролись с искусительной мыслью и наконец решали не поддаваться и не сдаваться. Силой воли вы устояли перед лицом искушения.

Взаимоотношение между свободой и силой воли можно увидеть на примере семьи. Когда ребенок мал, родители должны контролировать большую часть его жизни. Они говорят ему, что есть, когда идти спать, когда купаться и когда чистить зу­бы. По мере того как ребенок становится старше, он начинает понимать, почему родители указывают ему делать то или это, и начинает самостоятельно следовать хорошим принципам жиз­ни. По мере того как ребенок становится взрослым, он сам решает, что ему делать, и принимает на себя большую ответст­венность, родители, соответственно, дают ему больше свободы.

При помощи самоконтроля мы сможем более разумно обращаться с данной нам свободой и больше извлечь из нее пользы. Правильно используя волю, мы способны вести образ жизни, находящийся в гармонии с законами здоровья.

УСТАНАВЛИВАЯ ЦЕЛИ

Следующим шагом к самоконтролю является установка близких и отдаленных целей.

Первое, что мы должны сделать, проснувшись рано ут­ром, —это поблагодарить Бога за еще один день жизни, за возможность жить, много раз в день делая свой выбор под Бо­жественным руководством. Затем нужно сесть и в течение двух-трех минут сделать несколько упражнений для глубокого дыха­ния, описанных в главе 12.

Теперь, расслабившись, посидите несколько минут тихо и подумайте о том, что собираетесь сделать сегодня. Зная, что у Бога есть план течения наших жизней, поставьте перед со­бой одну или несколько целей, а затем вкратце подумайте о путях их достижения.

 


Теперь постарайтесь поставить перед собой цели на не­делю, месяц, год. Наличие достижимого плана намного повы­сит вашу уверенность в себе и возможности самоконтроля.

Все цели должны быть заманчивыми, но реальными. Мы должны признать, что жизнь сложна и наши возможности ог­раничены многими факторами. Мы можем наметить, как нам кажется, реальную цель, но она окажется разбита какими-ни­будь непредвиденными обстоятельствами. По причине болезни планы на каникулы могут рухнуть. Долгие годы мы можем пла­нировать приобрести новый дом, но в связи с инфляцией или возросшими налогами наш план сводится на нет. Такие разоча­рования не должны рассматриваться как личные неудачи. Не зависящие от нас обстоятельства могут сделать недостижимым то, что раньше было реальной целью.

С другой стороны, мы можем установить нереальные це­ли. Например, контроль за весом. Попытка похудеть на 15 фун­тов за одну неделю нереальна и закончится срывом и болез­нью. Установив цель — похудеть на два фунта в неделю, вы сможете достичь успеха и все-таки похудеть на 15 фунтов ме­нее чем за два месяца.

Привычки формируются под влиянием побед или пора­жений. Победы формируют хорошие привычки. Устанавливая реальные цели для себя, мы станем уверены в том, что каждая победа создает и расширяет самоконтроль и позволяет нам по­жинать плоды здоровых привычек.

ПРАВИЛЬНЫЕ МОТИВЫ

Мотивация и контроль за поведением человека определя­ются различными факторами. Я уже говорил о большом влиянии окружающей среды и наследственности на наше поведение. Те­перь настало время сказать об определенных концептуальных и эмоциональных факторах, помогающих в поиске самоконтроля. Положительные — продлевают нашу жизнь, отрицательные — разрушительны для нас. Мы можем быть либо рабами, либо хо­зяевами факторов, влияющих на наше поведение. Спасибо Богу, что мы по милости Его можем научиться управлять ими.

Главным препятствием в изменении образа жизни явля­ется то, что мы не хотим его менять. Нам нравится то, что мы делаем, и хотя мы могли бы избежать последствий плохого об­раза жизни, мы не желаем отказаться от дурных привычек. Но желание изменить свою жизнь в лучшую сторону должно укре­питься в вас прежде, чем произойдет что-нибудь нехорошее.

Добрая весть заключена для нас в том, что мы можем просить Господа даровать нам это желание. Понимание истин­ного характера Бога — основной мотив перемен. Библия ведет нас к пониманию этого. Она говорит нам, что Бог-Личность заботится о каждом из нас, Он лично заинтересован в каждом. Сущность Евангелия можно выразить в трех утверждениях, ка­сающихся лично вас: прежде всего, вы — большая ценность для Бога, во-вторых, вам не следует оставаться таким, какой вы есть сегодня, потому что Он даст вам силу для изменения; и, в-третьих, вам не надо зарабатывать что-то, потому что Он Сам обеспечил ваше полное выздоровление.

Жизнь многих людей подобна подгоняемой ветром, высо­хшей полевой траве — перекати-поле. Они уступают давлению окружающей среды, например идут на поводу группы сверст­ников. Они боятся противостоять приливу.

Но наши жизни могут быть подобны кораблю. Нам нет необходимости подчиняться стихии ветра. Посредством простого выбора курса для плавания, небольшого усилия в управлении, мы при одном и том же ветре сможем двигаться согласно наме­ченному курсу. Все зависит от правильной мотивации.

Мотивы могут быть связаны с окружающей средой и быть по своей природе биологическими, социальными и эмоциональными. Посмотрите на те силы, которые побуждают нас что-то сделать. Предположим, что мы обеспокоены лишним весом и наша цель —идеальная для нашего возраста и роста фигура. Первое, с чем мы столкнемся, — это голод, биологический раз­дражитель. Обычно, испытывая потребность в пище, мы хотим есть. Но в принципе это ощущение может быть вызвано видом или запахом пищи, даже когда мы не испытываем потребности в питании. Просмотр телевизионной рекламы, в которой строй­ная женщина разрезает влажный кусок немецкого

 


шоколадного торта, также может вызвать обильное слюноотделение и ощу­щение голода. Мы вспоминаем о торте в холодильнике и вско­ре... мы наслаждаемся им.

Существует два способа контролировать это чувство. Во-первых, мы должны избавиться от искушения, не давая для этого повода. Если в доме нет торта, то мы, возможно, не побе­жим в булочную покупать его. Во-вторых, мы можем осущест­вить контроль, устранив раздражитель из окружающей среды. Мы можем избежать влияния стимулятора (в данном случае это телевидение). Тот же принцип применим к курильщикам. Те, кто серьезно хочет бросить курить, должны избавиться от сигарет и дома, и на работе. Кроме того, мы просто испытываем эмоциональную потребность в самооценке. Вполне естествен­ное желание — видеть себя стройным, опрятным, здоровым и по-юношески подтянутым.

Веской причиной для того, чтобы правильно питаться или отказаться от сигареты, может быть то, что Творец Вселенной создал нас по образу и подобию Своему.

Правильные мотивы — существенный фактор в трени­ровке самоконтроля. Многие проблемы в жизни возникают из-за плохих привычек. В основном они формируются под влияни­ем сверстников, особенно среди подростков и маленьких детей, которые пробуют наркотики, табак и спиртное, потому что дру­гие делают это. Одно из исследований показало, что в среднем ребенок впервые пробует курить в 9 лет.

Иногда беспечное, вредное поведение может быть вызва­но негативными чувствами, например, чувством вины, никчем­ности или комплексом неполноценности, что в конце концов, пронизывая подсознание, создает нежелательные стереотипы поведения, которые порою могут быть преодолены только при помощи психиатра.

Намного легче изменить поведение, понимая его мотивы. Тогда пагубную привычку легче заменить положительной. По­этому так важны правильные мотивы.

Господь милостиво наделил наше «я» чувством собствен­ной миссии в жизни, целеустремленностью, и эти качества яв­ляются самой сильной позитивной, побуждающей причиной, возникающей в том случае, если мы видим мир в истинной перспективе.

НО ОСНОВА ВСЕГО — ЛЮБОВЬ

Это звучит так просто — любовь. В русском языке суще­ствует только одно слово, определяющее ее. Любовь есть нечто большее, чем просто чувство — это принцип действия. Лю­бовь — это способ действия Бога по отношению к Своему соз­данию. Бог есть любовь.

Понятие «любовь» в греческом языке выражается несколь­кими словами. Существуют слова, обозначающие материнскую любовь, братскую любовь, романтическую, любовь к себе и, наконец, «агапэ». Любовь «агапэ» основана не на эмо­циях, а скорее на принципе. Эта любовь — безусловна, и она побуждает нас к самоконтролю.

Любовь «агапэ» может быть достигнута только посредст­вом взаимоотношений Бога и человека. Любовь — духовный дар от Бога. Она неэгоистична и ничего не просит взамен. Это чувство прямо противоположно нарциссизму.

Любовь не помнит зла. Оскорбленный не отвечает враж­дебностью или недобрыми словами. В то время как считается, что жизнь сурова и не похожа на клумбу роз, любовь пытается помочь слабым, загнанным и даже уродливым.

Любовь не требует прав, она не мстит, но прощает. Крот­кая, даже смиренная, она не сводит счеты. Она всегда доверяет, защищает, всегда надеется и не сдается. Поэтому любовь нико­гда не терпит неудачу, в том смысле, что любые другие мотивы в жизни саморазрушительны. Не испытав чувства любви по отно­шению к себе, нельзя проявить его по отношению к другим.

Эта аксиома хорошо известна в психологии: ребенок, ко­торый никогда не испытывал любви, не способен любить. Чаще всего у людей, которых никогда не любили в младенчестве и детстве, трагическая судьба.

Истинная любовь дарует полноту жизни. Любовь не мо­жет родиться в нашем сознании, но она приходит по мере того, как мы получаем и отдаем ее. Никто из нас не рождается с

 


нею. Другие люди, окружающие нас, разделяют нашу любовь, и надо надеяться, что она возрастает вместе с нами.

Новорожденный ребенок ощущает себя центром вселен­ной, а все остальное лишь окружает его. Главная его забота — удовлетворение потребностей.

Ребенок растет и знакомится с окружающим его миром, он познает людей и вещи. Ребенок уже рождается со способно­стью любить, но все-таки ему еще предстоит научиться искус­ству любви от любящих родителей и друзей.

Первое проявление любви, отражение чувств ребенка — это его отклик на родительскую любовь. Но если воспитание сфокусировано на нем самом и на его нуждах, то он и любящие воспитатели становятся жертвой нарциссизма. Любовь чувст­вительна к нуждам других людей. Осознание этого может по­мочь научить его делиться тем, что он имеет, и поступать так, чтобы любовь его стала заметна всем.

Сущность зрелой любви состоит в том, чтобы отдать, ни­чего не требуя взамен. Стать зрелым означает умение принес­ти себя в жертву.

НА МИРОВОЙ АРЕНЕ

Большая часть истории человечества, даже если бы в стремлении придать ей некоторую респектабельность ее отре­дактировали, наполнена жестокостью, насилием, садизмом, бес­человечностью и разрушением. Даже в Библии, в Ветхом Заве­те, описание прекрасного Божьего творения соседствует с рас­сказом о том, как Каин убил своего брата Авеля.

Но во все времена жили люди, для которых любовь была способом жизни и они достигали удивительной степени само­контроля. На темном фоне человеческой истории их судьбы — словно ночные звезды. Такие люди часто изменяли ход истории, и они дали миру надежду на абсолютную победу добра над злом.

Одним из самых первых был Авраам, который считается отцом как еврейской, так и мусульманской культур. Аврааму понадобилось 100 лет, чтобы научиться самоконтролю. Но когда он этого достиг, он стал способен основать великую нацию.

Моисей, потомок Авраама, — другой пример человека с удивительным самоконтролем. Ему потребовалось 80 лет, что­бы достичь этой способности, которая, за исключением одного события, была качеством всей его жизни.

Другие звезды заняли свои места на небосводе. Дани­ил, премьер-министр двух мировых держав, познал самокон­троль в юности. Он смог стать свидетелем развития само­контроля в самом, казалось бы, неподходящем для этого кан­дидате — Навуходоносоре, царе Вавилона, послужив для не­го примером.

В наше время у нас есть пример Махатмы Ганди, которо­му дух любви помог завоевать независимость для Индии. И Хелен Келлер, давшая новую надежду слепым и глухим.

Однако самый величайший пример для нас — Человек, изменивший календарь мира. Он родился в нищете, у Него не было официального образования, но Он достиг неземной сла­вы. У Него была всего лишь горстка последователей, и по Его собственному признанию, не было даже места, куда прикло­нить голову для ночного отдыха.

И все-таки Он преобразовал мир. Его слова записыва­лись около 2000 лет тому назад. Его пример и любовь измени­ли миллионы жизней — дали надежду борющимся, веру — умирающим, силу — слабым.

Это — Иисус Христос. Он сказал, что пришел на землю, чтобы открыть характер Бога, Его отношение к человечеству. Он пришел показать дорогу истины и любви. Перед возвраще­нием на небеса, заканчивая Свою миссию на Земле, Он сказал: «Тот, кто видел Меня, видел Отца».

Его жизнь — пример мужества и концентрации. Вся она была посвящена чудесной цели — привести человечество в гар­монию с Божьим Законом любви.

Иисус абсолютно контролировал Себя, сохраняя спокой­ную уравновешенность и достоинство перед лицом атак слепых предрассудков. Он никогда не отвечал ударом на удар. Слава и овации не испортили Его сущности. С терпением и смирением Он встречался со всеми людьми — будь то друзья или враги. Он завоевывал сердца и изменял жизни многих.

 


Перед лицом жестокой смерти, избитый и осмеянный правителями и толпой. Он никогда не защищал себя серди­тыми словами. На кресте Он молил Отца о прощении Его палачей.

Его жизнь намного больше, чем идеальная модель само­контроля. Его ученики рассказали о пустой могиле, о воскресе­нии, о Пасхе.

Своей созидающей силой Он разорвал оковы смерти. Си­лой, которая дала Ему самоконтроль как Человеку.

Иисус доказал, что этой силой может наслаждаться каж­дый, где бы он ни находился, если, конечно, он ежедневно ищет поддержки и помощи из Божьего источника. Он сказал: «Я ни­чего не могу творить Сам от Себя... ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30). Источником Его силы был Бог Отец.

Он смиренно просит, предлагая разделить эту силу с нами.

Что вы можете сделать?

1. Важно понять, что самоконтроль — ценное сред­ство, но и он имеет какие-то рамки. Существует множество вещей, с которыми мы сталкиваемся в жизни, но они не подвластны контролю с нашей стороны. Соответственно, нашим первым шагом в развитии самоконтроля будет осознание потреб­ности в помощи.

2. Разработайте план помощи — в семье, друзьям, церкви.

3. Определите, кто вы есть и каково ваше место в мире. Будьте честны сами с собой и другими, и вы сможете установить доверительные отношения с настоящими друзьями.

4. Установите краткосрочные и долгосрочные ре­альные цели.

5. Расположите их в порядке значимости так, что­бы вы могли точно определить их мотивы. Поло­жительные побуждения, такие, как признатель­ность и любовь, могут быть сильными и эффек­тивными.

6. Настройтесь на то, что вы предпримете реаль­ные усилия в достижении самоконтроля, усилия, подкрепленные верой в Кого-то трансцендентного, Того, Кто может дать вам силу сделать ваши меч­ты реальностью.