ГОСПОДЬ
ИИСУС ХРИСТОС - НАШ СОВРЕМЕННИК
Актуален
ли Иисус Христос в век генетики, межгалактических полётов, пепси-колы и
валютных бирж? Подобные вопросы, вслух и про себя, задают все, кому
пришлось столкнуться, случайно или в результате долголетних исканий, с
неординарной Личностью Господа Иисуса Христа.
А стоит ли
удивляться? Мы ведь привыкли, что творческую деятельность философов и
мыслителей, по мере их становления, делят на раннюю и позднюю. Зачастую
эти периоды разнятся до такой степени, что невольно спрашиваешь себя, тот
ли это человек? Достаточно вспомнить исторически нашумевшую трансформацию
взглядов отца "Капитала", когда страстный сторонник гегелевских мыслей
стал непримиримым их критиком. Практически все мировые религии и
философские системы претерпевали временные изменения; вернее, все, кроме
христианства. Какую уверенность вселяет сознание того, что ни учение
Христа, ни Его божественная Личность не изменились с веками! О Господе
Иисусе Христе в Библии сказано: "Ты - тот же" (Псалом 101, ст.28). Любое
изменение - признак несовершенства. Изменение связано либо с
совершенствованием, либо с утратой совершенства. Иисус Христос совершенен
во всём: в естестве, силе, знании, определениях, в бытии. Он - везде и
всегда. Христос не подвержен процессу становления. Никто и ничто не в
силах заставить Его измениться. Ему ничего не надо. Он существует Сам в
Себе. Христос – совершенная противоположность человеку. Григорий Нисский
уже в четвёртом столетии писал: "Божество не подлежит превратностям и
изменениям, так как нет ничего такого, что было бы лучше Его и во что Оно
могло бы преложиться" (Архимандрит Алипий. Догматическое богословие.
М., 1997, с. 79). Говоря о неизменяемости Иисуса Христа, мы отнюдь
не утверждаем, что Он бездействен и замкнут в Своём Совершенстве. Христос
постоянно "в движении". Даже при отдаче колоссальной творческой силы Он не
изменяется. Он изменяет всё, но Его изменить не может никто. Древний
философ Платон утверждал, что Бог неизменяем, и назвал Его "постоянным
добрым принципом". Неизменяемость Иисуса Христа можно сравнить с
равносторонним кубом. Как его ни бросай и ни верти, все стороны остаются
такими же. Рассудком трудно постигнуть неизменяемость Христа, так как всё
творение, в том числе и сам человек, произошли из ничего. В ничто они и
превратятся, если не сохранит их неизменяемый Бог. В Иисусе Христе
сочетается вечность и время, постоянство и движение, древность и
актуальность, божественное и человеческое. "Я - Господь, Я не изменяюсь"
(Малахия гл.3, ст.6). К сожалению, религиозные люди, стараясь как бы
помочь Богу сохранить неизменяемость, обрядили Его в древность,
"заморозили" в культуре первого столетия или в лучшем случае -
средневековья. Не потому ли наши современники, живущие в полосе обгона и
привыкающие к кредитным карточкам и сотовым телефонам, считают вечного,
неизменяемого Христа не поспевающим за жизнью, а потому и не стоящим
внимания современного человека? Проблема мнимой неактуальности Христа
кроется не в Иисусе, но в том, что религиозные люди, возможно с самыми
благими намерениями, представляют Христа застывшим во времени. Человек
хочет найти неизменяемого, актуального Бога. Пётр Яковлевич Чаадаев в своё
время писал: "Если бы в те времена, когда я искал религии, я встретил бы в
окружающей меня среде готовую, я, наверное, принял бы её; но не найдя
таковой, я принуждён был принять исповедание Фенелонов, Паскалей,
Лейбницов и Бэконов" (Таранов П.С. "Анатомия мудрости". Симферополь,
1997, с. 526). Александр Малинин, наш современник, выражает желания
миллионов россиян в песне: "Дай Бог найти живым Христа.Дай Бог ну хоть
немного Бога...". В Северной Америке есть знаменитые Великие озёра, в
системе которых находятся величественные Эри и Онтарио. Озера эти
расположены ступенями и связаны между собой рекой Ниагарой. Воды озера
Эри, сужаясь в короткой по протяжённости реке и падая с высоты (Ниагарский
водопад), продолжают свое течение в озере Онтарио. При всём этом суть воды
не изменилась. Это сказочной красоты явление природы иллюстрирует извечную
неизменяемость Иисуса. Христос, пребывавший в необъятной вечности, приняв
образ человека и прожив краткую земную жизнь, отмеченную такими
перепадами, как распятие и воскресение, продолжает Своё безначальное бытие
в новом соизмерении человеческой истории. Поэтому христиане всех веков с
уверенностью говорят, что Господь Иисус Христос - их Современник. Молодой
христианин и в XXI столетии может повторить слова глубоко верующего
древнего Иова: "...я знаю, Искупитель мой жив" (Иов гл.19, ст.23).
Во-первых, Христос актуален в Своём учении и советах современному
человеку и обществу в целом. От кругов академических до кругов
поп-культуры современное общество испытывает муки рождения нового
воззрения - постмодернизма. На смену Декарту, Ломоносову и Канту пришёл
нигилист Ницше, проповедник смерти Бога и творец сверхчеловека.
Постмодернизм - кризис достоверности - утверждает, что истина относительна
и что Абсолюта нет; нет и единого центра действительности. Постмодернизм
оказывает чудовищное влияние на искусство и философию, политику и быт.
Прислушайтесь к ритмам наших современников - например, группе "Отпетые
мошенники": "А ты делай, что хочешь. Ты будь самим собой... Наши времена
настали. Мы слишком долго ждали..." Через призму постмодернизма,
отвергающего наличие единой истины, человек смотрит на реалии современного
общества: право, экономику, экологию, вопросы социальной сферы,
нравственность, биоэтику, права человека, эвтаназию (медицинская практика
умерщвления безнадежно больных из "гуманных" соображений), аборты, войны,
диктат "измов" и т.д. Человечество до слёз похоже на "Титаник": с музыкой
и танцами на всех парах несётся навстречу апокалиптическому айсбергу.
Последствия утверждения постмодернистской парадигмы в современном обществе
привели к тому, что индивидуум деградирует, жизнь обесценена, права
диктует могущественная купюра, семьи распадаются, а нравственность - лишь
слово в словаре. Повсюду царит одиночество и депрессия. Однако при всём
этом общество сознаёт, что проблемы современности можно решить адекватно
только при наличии Абсолютной истины. Христос идёт в ногу с нашим
сумбурным временем. Он актуален сегодня, как никогда раньше. Всему миру Он
заявляет: "Я есмь путь и истина и жизнь" (От Иоанна гл.14, ст.6). Христос
- источник всякой истины: философской, социальной, математической,
нравственной и духовной. Только в том случае, если мир отвергнет
постмодернизм и прислушается к словам Христа, Истина преобразит жизнь
человека и общество в целом. Надежда современного поколения - только в
Иисусе Христе. Его учение и принципы применимы к каждой области жизни:
частной, государственной, финансовой, политической. Из всемирной истории
видно, что общество, центром жизни которого был Господь Иисус Христос (не
путать с религией!), процветало и успешно решало возникающие проблемы.
Подобное может и должно произойти сегодня! Во-вторых, Господь Иисус
Христос современен в Своих деяниях. Кто-то, возможно, скажет: "Так где же
Христос? Чем занимается Он сегодня? Где можно встретить Его?" Ответ
простой: сегодня Христос делает то же, что Он делал при жизни Своей
земной. Различие лишь в том, что совершает Он Свои деяния уже не в одном
ограниченном человеческом теле, но посредством объединённого Тела,
пребывающего во всём мире, в каждой прослойке общества, - посредством
Своей Церкви. В земной жизни Христос был Апостолом (в Послании к Евреям
гл.3, ст.1 русское слово "Посланник" в греческом подлиннике выражено
словом "Апостол"), Пророком (От Иоанна гл.6, ст.14), Благовестником,
Пастырем, Учителем. Для продолжения труда и осуществления Своих извечных
замыслов в последующие века Сам Христос Духом Святым "поставил одних
Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и
учителями" (Ефесянам гл.4, ст.11). Всё, что Христос совершал во время
земной жизни, Церковь Силой Его совершает сегодня. "...Верующий в Меня,
дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит..." (От Иоанна
гл.14, ст.12). Дело Христа совершается церковью в районах-новостройках
Москвы и в джунглях Амазонки. Объёмность и обширность труда современной
церкви во много раз превосходит объём служения Христа в земном теле.
Бесспорно, нам трудно проследить все деяния Христа в мире, но это не
значит, что Он бездействует. Земля, например, вращается вокруг своей оси
со скоростью 1 700 км в час. Одновременно Земля вращается вокруг Солнца со
скоростью 107 000 км в час. Более того, наша Солнечная система вращается
вокруг центра галактики с бешеной скоростью. И, наконец, наша галактика
несётся по просторам Вселенной с умопомрачительной космической скоростью.
Подумайте: такие скорости, и мы их не замечаем! Христос не бездействен в
мире и в нашей жизни, хотя мы, возможно, и не замечаем Его деяний. В
чём выражается служение вечного Христа в современных условиях? Ответ дан
пророком Исаией и повторён Самим Христом 730 лет спустя. Следует читать
эти слова не только как описание деятельности Христа две тысячи лет назад,
но и как описание труда Его Церкви в сегодняшних условиях:
"...благовествовать нищим... исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать
пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
проповедовать лето [год] Господне благоприятное" (От Луки гл.4, ст.18-19).
Христос сегодня, посредством Церкви, продолжает трудиться по
вышеперечисленным направлениям. В эпоху действия Святого Духа деятельность
христианских организаций и поместных церквей должна определяться
исключительно данным предписанием. Прежде всего, Церковь
благовествует. Благовествовать - значит представлять людям Иисуса Христа в
силе Святого Духа так, чтобы они в покаянии обратились к Богу чрез единого
Посредника между людьми и Богом - Иисуса Христа, уверовали в Него и
служили Ему в общении Его Церкви. Церковь также учит людей истине
Христа. Спаситель заповедал Церкви "научить все народы", то есть наставить
людей в ученичестве. Наставничество освобождает людей из плена предвзятых
мнений и неверия и ободряет сокрушённых сердцем христиан, уставших
следовать за Спасителем. Церковь также заботится о душевном и духовном
состоянии людей; направляет прозревших на путь святости и отпускает на
свободу людей, пленённых своим греховным прошлым. Богословы называют это
душепопечительством. Современная Церковь оказывает посильную помощь
нуждающимся. Анализируя времена, Церковь предлагает своевременную помощь
нуждающимся. Это и есть провозглашение "благоприятного лета Господня".
Помощь выражается в благотворительности и в слове проповеди. В конечном
итоге любая помощь способствует спасению грешников. Господь Иисус Христос
продолжает Свои деяния в современном обществе через взрослых и детей,
пожилых и молодых людей. Примечательно в Новом Завете то, что самые видные
и деятельные последователи Христа не монахи и не священнослужители, но
рядовые рыбаки и таможенники, пастухи и разнорабочие. Через них Христос и
сегодня продолжает актуальное служение благовестия, наставничества,
душепопечительства и вспоможения. В-третьих, Господь Иисус Христос
актуален в решении вопроса об изменении человека к лучшему. Человек по
природе своей прогрессивен. Ему хочется усовершенствоваться, как внешне,
так и внутренне. Не потому ли непомерно растёт число салонов красоты,
курсов аэробики и шейпинга, стоматологических кабинетов, парикмахерских и
клиник пластических операций? Людям хочется быть здоровыми и красивыми. Не
потому ли лучшие умы человечества, от Института вирусологии имени Д. И.
Ивановского до лаборатории экспериментальной психологии Университета
Джонса Хопкинса, заняты вопросами усовершенствования человека? Может
ли человек подняться над своими пороками, ограниченностью, смертной
природой и одиночеством? Человек стремится любыми путями уйти от своего
несовершенства - стать сверхчеловеком. Чикагский учёный Ричард Сид заявил,
что начал работать над клонированием человека. Этот шаг, утверждает Сид,
"приблизит человечество к Богу" (National Public Radio, All Things
Considered, 1998). Видные учёные пропагандируют трансгуманизм, то
есть философию науки, которая ищет возможность усовершенствования человека
путём биологического и технического вмешательства в его природу и
превращения его в человека высшего порядка. Трансгуманизм не рассчитывает
на помощь Божества или природы, но старается своими силами продолжить
процесс эволюции и довести человека до стадии пост-гуманоида. Биолог Ли
Сильвер в книге "Переделывая Эдем" (Silver, Lee. Remaking Eden: Cloning
and Beyond in a Brave New World. Avon, 1998) пишет, что через какую-то
сотню лет генетики создадут качественно новый вид человекообразных. Это
существо будет либо полностью синтетическим, либо биосинтетическим.
Человеку надоело быть человеком смертным, подверженным порокам; ему
хочется новой жизни. Бог, видя трагедию нашего современника и его
желание реализовать свой потенциал, предлагает единственно существующую
возможность стать новым человеком. Христос сказал: "Не удивляйся тому, что
Я сказал тебе: должно вам родиться свыше" (От Иоанна гл.3, ст.7). По
природе своей человек грешен, сознательно живёт вразрез с требованиями
вечного Бога, а следовательно - деградирует и губит себя. Все попытки
искусственно остановить этот процесс не дали желаемых результатов. Сын
Божий стал человеком для того, чтобы грешный человек мог стать чадом
Божиим. Искупительная смерть Христа на Голгофе и Его воскресение создали
все необходимые условия для духовного преобразования грешника. "Христос,
чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за
неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом" (1-е Петра гл.3,
ст.18). Люди всех столетий усваивают через таинственное деяние Святого
Духа новую жизнь во Христе. Рождение свыше – это деяние святого Бога в
душе человека, в результате которого руководящий принцип его души
становится святым. С момента возрождения изменяется в человеке всё. "Кто
во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое" (2 -е
Коринфянам гл.5, ст.17). Возрождённый становится качественно новым
человеком. Руководящий святой принцип души под воздействием Святого Духа
задаёт новые мысли, новые цели, новую нравственность, новое мировоззрение.
В пожизненном процессе освящения Святым Духом возрождённый преображается в
образ Христа "от славы в славу" (2-е Коринфянам гл.3, ст.18). Скептик,
возможно, спросит: "Можно ли методом Христа качественно изменить людей
нашего времени, людей, которых, по выражению Альбера Камю, "интересуют
только газеты и секс"? Безусловно! Христос изменяет людей ежечасно во всех
уголках России и мира: и за колючей проволокой Заполярья, и в шикарных
столичных квартирах. Напрасно современный человек позволяет себе такую
роскошь - пренебрегать Христом. "Ибо нет другого имени под небом, данного
человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деяния гл. 4, 12). В его же
интересах предоставить Иисусу право стать центральной фигурой своей жизни
во всех её измерениях. Получив от человека позволение действовать, Иисус
проявит в его жизни всю Свою неземную силу, весь потенциал Своего
божественного разума. Предел действия Христа в жизни человека определяет
сам человек, так как Христос не навязывает Своей помощи. Но прежде чем
Христос проявит Свою силу в современном обществе, человеку следует
примириться с Ним. Для примирения с Богом человек должен покаяться,
уверовать во Христа и жить по Его учению. Святой Дух в этом ему поможет.
Дай Бог, чтобы Россия вняла словам любви Спасителя, ибо в Нём
единственная её надежда. Господь Иисус Христос - Современник всех эпох и,
конечно же, нашей!
Виктор
ГАММ |
|